mogno vse

Олег Пинчук: Я первый, кто стал на защиту своего авторского права в Украине

oleg pinchuk

 

Понятие интеллектуальной собственности для большинства украинцев размыто. С одной стороны, людям не нравится, когда у них воруют их идеи, творческие начинания или даже авторство. С другой стороны, добиться того, чтобы твое творчество не копировали и не присваивали, в Украине практически невозможно. Хотя проблема воровства интеллектуального труда актуальна не только в нашей стране.

Так, например, недавно в Германии стартовала кампания деятелей науки и искусства в защиту прав интеллектуальной собственности. Немецкие знаменитости развернули масштабную кампанию по борьбе за свои авторские права. При этом они не ограничились простыми заявлениями в СМИ. Они, чтобы взбудоражить общество, начали проводить эпатажные акции, сниматься в скандальных фотосессиях, а также комментировать проблематику, совсем не стесняясь в выражениях. Более того, немцы заявили, что авторское право - это  "историческое завоевание гражданской свободы в борьбе с феодальной зависимостью".

А что по этому вопросу думают украинские деятели искусства? Чтобы ответить на этот вопрос, «Конфликты и законы» запускают цикл интервью с творческой интеллигенцией. И первым пообщаться на эту тему согласился Олег Пинчук – известнейший и талантливейший скульптор, который не с чужих слов знает, что значит - отстаивать право на свою интеллектуальную собственность.

KZ: Олег, Вам, к сожалению, пришлось столкнуться с фактом воровства интеллектуальной собственности. Как Вы вспоминаете этот опыт?

Ну, я бы сказал, что не к сожалению, а к счастью.

KZ: Почему же?

Потому что это – очень хороший жизненный опыт. Это и общение с людьми, и осознание того, как работает система защиты прав в Украине, и, что очень важно, осознание того, что ты одним из первых в этой стране не побоялся и стал на защиту своего авторского права. Тогда я нашел понимание и среди фотографов, скульпторов, музыкантов, художников. И в итоге - победил. Все закончилось подписанием мирового соглашения, в котором были учтены все мои пожелания.

KZ: Олег, а если не секрет, с кем Вы воевали за свою интеллектуальную собственность и почему?

В одной из программ как символ была использована моя работа, но забыли указать, что я являюсь ее автором. Но тогда мы нашли точки соприкосновения, что позже были изложены в мировом соглашении и которые я не имею права разглашать. Тем не менее, и до сегодня многие меня встречают и интересуются этим вопросом, поскольку я, будучи первопроходцем в этой области, отстоял свое авторское право, а потому стал определенной знаковой фигурой.

KZ: Значит Вы первый, кто поднял вопрос интеллектуальной собственности в Украине?

Да, я первый, кто стал на защиту своего авторского права. Конечно, изначально были определенные проблемы, с которыми мне пришлось столкнуться: меня обвиняли в плагиате, этой ситуацией интересовались СМИ, но в итоге все обернулось на позитив. И я могу сказать, что тогда победила справедливость.

KZ: Тогда, возможно, Вы бы могли что-то посоветовать тем авторам, которые сегодня сталкиваются с воровством интеллектуальной собственности?

Да, я был первым, и мне удалось победить. Но следует понимать, что в нашей стране существует очень жесткая бюрократическая система, с которой не так уж легко бороться. И если сегодня пытаться что-то доказывать, то этот процесс может затянуться на годы.

KZ: Но Вы-то одержали победу, чем не пример для других?

Сегодня я понимаю, что победил, поскольку на то время мой поступок имел эффект неожиданности для общества, а потому и возымел резонанс и привел к нужному мне результату, когда победила справедливость и мы подписали мировое соглашение. Но на сегодняшний день мне известно много случаев, когда мои знакомые пытаются также отстоять свою интеллектуальную собственность и – безрезультатно. Или же даже, когда суд выигран, то, например, компания меняет свое название и с нее уже ничего нельзя взять. Классический пример с газетой «Бульвар». Как только с ними захотели судиться, то «Бульвар» исчез и появился «Бульвар Гордона», хотя за этими двумя юридически разными изданиями стоят одни и те же люди. Поэтому в наши дни, я думаю, не стоит тратить время на то, чтобы пытаться чего-то добиться, тем более сегодня. Хотя, с другой стороны, может сработать эффект антирекламы. Но опять же, не факт, что компенсация оправдает затраченное время на суды.

У меня была ситуация: я проводил выставку в Риге, выставлял свои работы, а через лет семь на обложке одного рижского журнала появляется художник, который в руках держит мою скульптуру. И только после долгого изучения стало понятно, что это не моя работа, а скульптура, сделанная в стиле а-ля-Пинчук. И таких художников, которые работают в стиле а-ля-Пинчук – десятки, потому что «Пинчук» - это бренд. Много художников заимствуют мои идеи, потому что придумать что-то свое оригинальное – это очень сложно. Поэтому, если сегодня кто-то сворует мою идею – я пройду мимо, если же украдут уже работу, то тут - другое дело.

KZ: Олег, но мы же ориентированы на Европу. Может, нам двигаться к европейскому законодательству по защите интеллектуальной собственности?

В Европе также происходит воровство и песен, и идей, и картин. Вот, например, французы и американцы выпустили книгу своих известных художников, на обложке которой стоит картина Марии Примаченко. Я попытался доказать, что они не имели права использовать ее работу, но и там сложно чего-то добиться. Все в этом мире относительно. Поэтому не нужно отвлекаться на ерунду, а следует заниматься делом.

KZ: Но вот наша задача все же попытаться привить в Украине культуру соблюдения права интеллектуальной собственности, чтобы авторы идей и работ были защищены…

Я думаю, что защитить можно одного человека, а вот всех – практически невозможно. Если автор известен, то все равно будут заимствования, И сегодня многое воровство называют цитированием, компиляцией, такой себе пост-модерн. Это уже стиль.

KZ: Значит, Вы считаете, что в Украине не нужно авторское право?

Нет, авторское право нужно. Но чтобы его отстоять - это очень сложный процесс. И может так случиться, что на доказывание уйдет вся жизнь. Ведь, посмотрите, на каждом углу продают поддельные Луи Витон, айфон и другие торговые марки. И если большие корпорации с огромными бюджетами не могут себя защитить, то что говорить о простом человеке? Так устроено общество, что люди, которые не могут создать своего, воруют у более талантливых. Да и не стоит опускать тот факт, что талантливые люди могут влиять на остальных, и другие, под впечатлением от творчества таланта, станут творить работы, которые очень будут схожи с оригиналами того, под влияние творчества которого попали. И нужно понимать, что многие не видят своего пути, а потому подражают тому, кто более успешен.

Что же до того - отстаивать другим свое право на интеллектуальную собственность или нет - то каждый должен делать свой выбор в этом вопросе. Я в свое время решил, что мне это нужно и – ввязался в процесс. Это был мой выбор и я о нем не жалею, потому что победила справедливость. Но сегодня по этому вопросу я имею свое, субъективное мнение, и оно может не совпадать с мнениями других.

 



Комментарии

  +0 #1 Надежда 23 июня 2012 г., 11:42:21
Затронут очень важный для Украины вопрос. Защите авторского права и интеллектуальной собственности в Украине следует уделять внимание.

Добавить комментарий

Новости от Киноафиша.юа
Загрузка...
Загрузка...

Загалом, минулої доби, зафіксовано 12 прицільних обстрілів позицій Збройних Сил України. Унаслідок ворожого вогню поранення зазнав один український захисник

подробнее

Опрос

Что принесет Украине закон о реинтеграции Донбасса?

pp
Конфликты и законы © 2008-2018.

Электронная версия всеукраинского юридического журнала «Конфликты и законы». Свидетельство о госрегистрации: КВ № 13326-2210Р от 19.11.2007 г. Полная или частичная перепечатка материалов сайта разрешается только после письменного согласия редакции. Внимание! Начиная с 21.11.2013 года (дня провала евроинтеграции с ЕС) редакция журнала «Конфликты и законы» (вопреки правилам правописания) оставляет за собой право публиковать слова «партия регионов» и «виктор федорович янукович» со строчной буквы. Также, начиная с 29.06.2016 года, редакция «КЗ» оставляет за собой право навсегда публиковать на своих страницах со строчной (маленькой) буквы слова (и образованные от них аббревиатуры) и словосочетания «москва», «россия», «российская федерация», «владимир путин», а вместе с ними и сокращение «роскомнадзор» (как и все прочие госучреждения рф), нарушив таким образом установленные правила правописания независимо от языков, на каких эти слова и названия публикуются. Это наше оружие в информационной войне с оккупантом.