«Мне страшно, что сытые свиньи страшней, чем голодные волки»
- Подробиці
- Опубліковано 13.03.2011 14:00
-
Автор: Конфлікти і закони
- Переглядів: 7340
Строки Игоря Губермана, вынесенные в заголовок, как нельзя лучше иллюстрируют проблему, о которой я намереваюсь вам рассказать. И если честно, столкнувшись с ней, этой вопиющей проблемой, созданной новыми городскими властями Одессы из ничего и на пустом месте, уже невозможно ни думать о чем-то другом, ни верить в справедливость, да и вообще жить, потому что бесправными фигурантами в сей позорящей наш город истории стали сотни самых несчастных и обделенных судьбой стариков.
От автора
Не знаю, что переживала моя любимая Одесса в октябре 1941, когда в нее вошли немецко-румынские оккупанты. Не представляю, каково было одесситам терпеть их наглый гнет, безнаказанность, жестокость и пренебрежительное отношение к людям. То были враги, захватчики, против которых Одесса боролась все два с половиной года оккупации.
Сейчас Одессу не захватили, а получили в результате подтасованных и сфальсифицированных на всех уровнях выборов. И правят у нас не чужеземцы-захватчики, а свои же, земляки и сограждане, наглые, безнаказанные, жестокие и пренебрежительно относящиеся к нам, одесситам.
И знаете, что самое страшное? Что большинство из нас, нет, не смирились, а растерялись, растеряли смелость говорить и кричать правду вслух, выступить против бесчеловечной власти со всем пылом жажды справедливости и желания что-то изменить к лучшему.
Даже моя одесская независимая региональная газета «Юг» в лице и.о. главного редактора Ларисы Козовой отказалась печатать вторую часть статьи, которую вы сейчас начнете читать. Первую опубликовала, а вторую сняла с верстки по причине опасной «остроты» и «непочтительного отношения» к новой городской власти. Мне стыдно за трусость и позицию «премудрого пескаря» моей коллеги-журналистки. И я благодарна редакции журнала «Конфликты и законы» за солидарность, поддержку и боевитость. С оккупантами моего любимого города в сороковые тоже боролись не все, но те, кто боролись, получили великое право считать себя победителями.
«SOS» от голодных
С неделю назад в вестибюле одесского издательства «Черноморье», на четвертом этаже которого находится наш «Юг», меня остановили три старенькие бабульки и спросили, как найти нашу газету. Эти «божьи одуванчики» на фоне по-деловому снующей газетно-издательской публики выделялись своей беспомощностью и беспросветной замшелостью.
Первая, в видавшей виды облезлой шубе, опиралась сразу на две разнокалиберные палки и, впечатывая неуверенные шаги в поверхность пола, умудрялась тащить с собой авоську с кастрюлькой и банкой. Две другие в потертых нейлоновых пальто, одна в вязаной спортивной шапочке, а другая в берете, повязанном сверху шарфом, выглядели не лучше, хоть и передвигались самостоятельно.
«А что вы хотите?», - поинтересовалась я, жалея их старческую немощь. И бабульки меня огорошили: «Нашу бесплатную столовую «Ветеран» хотят закрыть. Помогите, пожалуйста, мы без нее не выживем». Честно говоря, мне это их заявление показалось абсурдным. Как можно закрыть благотворительную столовую - вернее, столовые, которых сегодня в Одессе четыре, - в условиях кризиса, жестокого подорожания, повального безденежья населения, инфляции, несправедливого пенсионного обеспечения, откровенного недоедания, давно ставшего реальным для очень многих обнищавших в условиях нашего дикого капитализма сограждан? «Нет, что-то они не так поняли, эти подружки доктора Альцгеймера», - иронично подумала я и, постаравшись успокоить бабушек, отправила их домой.
А через два дня в редакцию пришло письмо от Ивана Журавского, волонтера благотворительного фонда «Ветеран», детищем которого и являются одноименные столовые для малообеспеченных одесситов. В нем говорилось:
«Вот уже почти двадцать лет успешно работает в Одессе сеть благотворительных столовых "Ветеран", включающая четыре столовых для социально-незащищенных слоев общества. Ежедневно ее услугами бесплатно пользуются более полутора тысяч человек – малообеспеченных и одиноких пенсионеров и ветеранов. Средства на эту никогда не прекращающуюся благотворительную акцию фонд зарабатывает своей коммерческой деятельностью - торговлей кулинарными изделиями и предоставлением помещений столовых для проведения оплачиваемых мероприятий, связанных с организацией питания участников. На благотворительные бесплатные обеды уходит вся прибыль столовых. Часть средств на их работу раньше выделялась Одесским городским советом. В частности, в каждой столовой за счет городского бюджета обслуживалось по сто человек, а в столовой на улице Черноморского казачества – исключительно пятьсот так называемых "бомжей", в соответствии со списком, предоставленным фондом "Дорога к дому". Кроме того, бесплатно питаются бездомные дети до четырнадцати лет.
Руководит фондом «Ветеран» его основатель и бессменный руководитель Виктор Борисович Станкевич. Система держится на его энергии и энтузиазме. Он трудился при Боделане и Гурвице, продолжает работать при Костусеве. Но 18 февраля на имя Виктора Станкевича пришло официальное письмо из Департамента труда и социальной политики Одесского городского совета за подписью его директора Елены Петровны Китайской с требованием в месячный срок освободить помещения, в которых работают три столовых из четырех (на Черемушках, Молдаванке и Пересыпи). Это означает, что уже в середине марта столовые должны сдать ложки и табуретки новым хозяевам. Меня, как говорилось в старом фильме, «терзают смутные сомнения», что в них будут так же безвозмездно кормить нуждающихся.
От имени всех сотрудников, волонтеров и подопечных благотворительных столовых я обращаюсь ко всем одесситам с просьбой встать на защиту этих очагов милосердия. Ведь у нас в городе ничего другого, целенаправленно работающего на самых обездоленных граждан, просто не существует! Мы не можем оставить без помощи тех, кто в этой помощи остро нуждается».
Письмо Ивана Журавского заставило меня взглянуть на проблему благотворительных столовых «Ветеран» другими глазами: от новой одесской городской власти можно ожидать чего угодно. Новоявленный мэр Костусев со товарищи способен на самые абсурдные, с нормальной человеческой точки зрения, решения и поступки, что он уже не раз доказал за время своего четырехмесячного мэрства.
Вы чьё, старичьё?
В начале девяностых годов, когда из регламентированной советской жизни мы все угодили в хаос развала и усиленной имитации демократии, я познакомилась с двумя несчастными бездомными стариками. Они не были бомжами в общепринятом смысле. Дядя Ваня вернулся из мест заключения (уж не знаю, что он там натворил), оказавшись без прописки и крыши над головой из-за развода с женой, который она оформила вместе с продажей квартиры во время его отсидки. А дядя Вася, двадцать пять лет прожив с любимой женщиной в гражданском браке, так и не прописался на ее жилплощади. После смерти жены ее дети от первого брака просто указали ему на дверь.
Они были цивилизованными дядьками, с пенсиями, заработанными честным трудом, которых, даже сложенных вместе, не хватало на аренду хоть какой-то комнатенки, с боевой военной биографией, с детьми, своими и чужими, не желавшими знать, каково их бывшим родным людям в таком возрасте перейти в разряд граждан без определенного места жительства. Все жалели дядю Ваню и дядю Васю, обосновавшихся в подвале нашего дома, а я решила всерьез заняться их незавидной судьбой.
Чтобы не занимать внимание читателей излишними подробностями, скажу сразу: мои упорные хождения по бесчисленным инстанциям от только что созданного одесского городского центра социальной помощи на улице Софиевской до православного монастыря и общины одной из протестантских церквей окончились ничем. Отмахнуться от беды стариков было легко. «А, так у них прописки нет? Ничем помочь не можем, не имеем права», - резко прерывали чиновники от милосердия мои попытки разжалобить их историей попавших в беду дедушек. «Видно, грешили много, поэтому и несут кару. Бог суров, но справедлив», - отправлял меня восвояси упитанный розовощекий батюшка. «Да вы что, дорогая, мы сами существуем за счет спонсоров из-за границы, а вы хотите навязать нахлебников другой веры», - стыдил молодой симпатичный пастор.
К депутату Киевского районного совета Одессы Виктору Борисовичу Станкевичу, недавно открывшему благотворительную столовую «Ветеран» на Люстдорфской дороге,58, я обратилась, уже ни на что не надеясь. Позвонила, представилась просто жительницей Киевского района, озабоченной судьбой двух престарелых сограждан. И Виктор Борисович (единственный человек в миллионном городе!) выслушал меня до конца. А потом решительно и быстро, как это он делает всегда, сказал: «Пусть оба ваших деда придут уже сегодня. Будут раз в день получать горячий обед». На фоне равнодушия и абсолютного пофигизма, все больше становившихся нормой нашей общественной жизни, это показалось чудом.
Дядя Ваня и дядя Вася были подопечными столовой Станкевича до конца своих дней. Они продолжали жить в подвале, соседи, как могли, обустроили их жалкий быт, помогли одеждой, нехитрым скарбом, сочувствием, а горячее питание дедушки регулярно получали в «Ветеране». Для них ежедневный поход за благотворительным обедом, который они то съедали в столовой, то приносили в подвал в баночках, превратился в символическое возвращение в нормальную жизнь, в коллектив, в общество, в котором их по-прежнему почитали за людей. И это помогало держаться.
А для меня столовая «Ветеран» и вся неуемная деятельность Станкевича стали тогда свидетельством живучести порядочности, сострадания, истинного, а не показного милосердия. Именно тогда я тоже попробовала заниматься волонтерской деятельностью в его проекте. И так как работала на киностудии, предложила устраивать для посетителей «Ветерана» встречи с интересными людьми, маленькие праздники, выставки и концерты. Удивительно, с какой готовностью откликались на приглашение выступить в обыкновенной, по сути, столовке многие известные одесситы: поэт Игорь Неверов, композитор Виктор Власов, художник Галина Щербина…
Потом все завертелось, закрутилось, появились новые проблемы и дела, и я как-то незаметно отошла от работы в «Ветеране». А Виктор Борисович Станкевич продолжал спокойно и незаметно делать свое дело. Его одноименный фонд «Ветеран» открыл к тому времени, кроме столовой на Люстдорфской дороге,58, еще три благотворительных столовых на Дальницкой,2, Варненской,15 и Черноморского казачества,13. Сегодня подсчитано, что за двадцать лет своего существования фонд Станкевича выдал малоимущим одесситам в этих столовых пять с половиной миллионов полноценных благотворительных горячих обедов из трех блюд. Попробуйте объять эту цифру умом и представить, сколько обездоленных людей из года в год по сей день нормально питались, несмотря на все «негаразды», терзающие нашу страну с завидной регулярностью. Пять Одесс! Ничего не скажешь – впечатляет.
Уникальный проект
Особо представлять Виктора Станкевича не имеет смысла. Многие из наших читателей знают его лично, большинству одесситов Станкевич знаком как депутат Киевского райсовета и двух прошлых созывов Одесского городского совета.
Ученый-теплофизик, занимавшийся научными изысканиями и написанием кандидатской диссертации в Одесском технологическом институте холодильной промышленности, он, как и многие научные работники в начале девяностых годов, был вынужден искать источники заработка, чтобы элементарно прокормить семью. Было все: и работа одним из руководителей фирмы «Свято», и частный извоз на стареньких «Жигулях», и служба в исполкоме Киевского райсовета. Когда Виктор Борисович был избран депутатом в районный совет, он всерьез задумался, чем реально сможет помочь своим избирателям. Аналитичность и творческий подход ученого заставляли его думать над новой социальной моделью, которая могла бы реально улучшить жизнь простых людей.
«Видя, что творится в государстве, что происходит с людьми, я как ученый понимал: произойдет расслоение общества. Общество будет разделено на классы. Произойдет резкое разделение по имущественному признаку, и большая часть населения будет нищенствовать. И я понял, что необходимо создавать свое место там, где я смогу быть депутатом и человеком, - вспоминает сегодня Станкевич. – Тогда и родилась идея открыть столовую для неимущих граждан. Мы оказались первыми, кто в 1992 году открыл такое заведение. Главная идея была проста – зарабатывай! Что заработаешь, отдай нуждающимся. И эту идею поддержал мэр Одессы Леонид Алексеевич Чернега. Я взял старую запущенную советскую столовую, привел в порядок, и мы начали работать. Мне пришлось создать коммерческое предприятие, а при нем благотворительное – Центр защиты малообеспеченных граждан Киевского района Одессы. Коммерческое предприятие занималось изготовлением и продажей кулинарных и кондитерских продуктов, на которые оказался большой спрос, и это давало возможность активно действовать нашему центру».
Но и это не все. Модель социальной помощи малоимущим гражданам Станкевича содержит еще две программы - настоящее ноу-хау. Одна из них, опробованная с 2006 года на деле, была названа им службой экстренной помощи малоимущим гражданам «Домашний помощник». Электрики, сантехники, столяры и прочие всегда нужные специалисты, оплачиваемые фондом «Ветеран», всегда готовы прийти на помощь срочно и бесплатно. Каждый специалист имеет свою обслуживаемую территорию и знает свою категорию людей. Главное условие - ни копейки за ремонтные работы брать нельзя. Оплачиваются только сложные приспособления и материалы, такие, как кран, замок, смеситель. Мелкие детали заменяются бесплатно. К сожалению, центр Станкевича в состоянии содержать сегодня только четырех чудо-мастеров, которые обслуживают четыре участка. За все время служба «Домашний помощник» оказала помощь малоимущим одесситам двенадцать тысяч шестьсот сорок восемь раз. Вдумайтесь в эту цифру, пожалуйста.
А третья программа Станкевича существует пока в проекте, но по своей социальной значимости столь же важна, как и бесплатные столовые. В чем суть проекта?
Система социальных аптек работает по обычным ценам (получает доход), платит зарплаты, налоги, но прибыль - и немалая - идет на бесплатные лекарства нуждающимся. При этом в аптеке работает консультантом врач-пенсионер. Он принимает неимущих, изучает историю болезни, назначает лечебные препараты – естественно, необходимые ежедневно. Престарелые, порой с трудом передвигающиеся люди обретают возможность общения со специалистом-медиком, выписки рецептов да и просто получения определенной порции внимания и доброты, которые у нас, что и говорить, все больше в дефиците.
Виктор Борисович Станкевич надеялся провести эту программу в жизнь, став депутатом Одесского городского совета нынешней каденции. Увы, на прошедших выборах в Одесский городской совет он как кандидат в депутаты, баллотировавшийся по мажоритарной системе, официально получил лишь двести голосов, в то время как за него единогласно проголосовали тысячи его подопечных. «У нас выборов не было – была махинация, жестокая и наглая подделка воли народа», - считает Станкевич.
Також з цієї категорії...
Семенченко решил положить конец барыжничеству...
8 дек. 2014 г.
Ситуація у зоні проведення антитерористичної...
15 янв. 2015 г.
Михайло Саакашвілі: Україна зазнає поразки...
8 мар. 2015 г.
Набираючі популярність...
Як Порошенко свою партію підставив
14 нояб. 2024 г.
На Оболоні затримали киянина за...
14 нояб. 2024 г.
Автотроща у Польщі: суд стягнув...
14 нояб. 2024 г.
Останні новини
14.11.2024 19:59
На Оболоні затримали киянина за збут психотропів14.11.2024 18:00
Як Порошенко свою партію підставив14.11.2024 11:17
Збито 21 ворожий БпЛА14.11.2024 11:11
1690 москалів подохло минулої доби на українській земліПолковник ЗСУ у запасі та військовий експерт Роман Світан детально обговорив ситуацію довкола заяв щодо якнайскорішого завершення війни
Коментарі