Особенности национальной этнополитики в Украине – продолжение
- Подробиці
- Опубліковано 28.01.2012 16:34
-
Автор: Конфликты и законы Конфлікти і закони
- Переглядів: 8776
Часть II. Состояние нормативно-правовой базы в данной области правового регулирования в Украине (Начало читайте здесь)
Законодательство Украины в сфере защиты прав нацменьшинств Украины основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права. Согласно ст. 9 Конституции Украины международные обязательства, взятые на себя Украиной, становятся частью ее национального законодательства. Права и свободы украинских граждан, связанные с принадлежностью к национальному меньшинству, определяются Конституцией Украины, Законами Украины «О гражданстве», «О национальных меньшинствах» и др.
Контроль за выполнением законодательства в области защиты прав нацменьшинств, осуществляется Конституционным Судом Украины и судами общей юрисдикции, Комитетом ВР Украины по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений, Уполномоченным по правам человека ВР Украины.
Динамика современных этнополитических процессов на национальном, региональном и глобальном уровне, международные обязательства Украины, рост этнокультурного самосознания, как украинского этноса, так и других этнических групп, требуют усовершенствования и конкретизации подходов политики государства относительно проблем этнических общин. Ведь они являются неотъемлемой составляющей украинской нации. Указанные причины стали предпосылкой к написанию проекта Закона Украины «О национально-культурной автономии национальных меньшинств в Украине». Главной целью Закона является обеспечение национально-культурной автономии нацменьшинств путем создания структур и институтов национального самоуправления, что позволяет законодательно урегулировать одну из сложнейших и значительных проблем – вопрос организации национального самоуправления и представительства национальных меньшинств Украины. Предусмотренные в Законе механизмы усиливают реальные возможности строительства поликультурного общества, основанного на взаимоуважении и взаимообогащении культур разных этнических общин, исторически проживающих на территории Украины.
В свете принятых на себя Украиной международных обязательств по защите нацменьшинств есть несколько негативных аспектов – не принятие ВР Украины на протяжении 20 лет ее независимости таких основополагающих для государственной этнополитики законов как: Закона «О статусе репрессированных и депортированных народов», что воспринимается этническими группами, как элемент исторической несправедливости, и нарушения прав человека, Закона «О национальных меньшинствах в Украине» в новой редакции, а также проектов Законов «О статусе коренного народа», «О статусе репрессированных по национальному признаку и депортированных народов», «О национально-культурной автономии».
Отсюда мы и наблюдаем постоянную, иногда скрытую, иногда уже очевидную, угрозу межнациональных конфликтов и неприкрытой экспансии других государств в гуманитарной сфере, и не только. Примеров тому более чем достаточно. На Западной Украине и в Одесской области – это Румыния, в Крыму – это Турция и Россия. Причем Турция проводит свою экспансию даже более эффективно, чем хотелось бы России.
В беседе со мной одна крымско-татарская семья «просветила» меня в этом вопросе:
«Я вышла замуж за гражданина Турции, - рассказывает Фаина К., - и через месяц мы получили от правительства Турции безвозмездную материальную помощь в размере 50 тысяч долларов на развитие и обустройство нашей семьи (открытие личного бизнеса, покупка земли и дома), а я также получило турецкое гражданство, и наши дети тоже имеют и украинское, и турецкое гражданство. Так живут много смешанных семей, где один из супругов гражданин Турции. Но Турция помогает не только таким семьям, но и семьям, где оба супруга крымские татары. Мы ведь один мусульманский народ и должны помогать друг другу. От власти Украины сегодня мы ничего хорошего не видим, ни уважения к нашим традициям и обычаям, ни социального обеспечения. Может, кто-то из высших лидеров, но не мы, не простой народ».
Кто из политиков с высоких трибун говорит об этой ситуации, о таких настроениях в межэтническом обществе АР Крым?
А сколько уже в этих регионах граждан Украины с двойным гражданством, точно не знает никто. Отдельно возникающие скандалы с двойным гражданством политиков, а о массовости этой угрожающей национальной безопасности ситуации я слышала только из уст народного депутата С. Гриневецкого. Возможно, только у него «болит» тема национальной безопасности Украины и межнационального спокойствия?
У остальных парламентариев очень хорошо получаются декларативные заявления, а вот с работой, превращающей эти декларации в законодательную норму, как-то не складывается.
Так называемая реформистская «оптимизация» украинского образования прошлась своей «железной» поступью и по школам с родным языком преподавания этносов, компактно населяющих эти регионы.
Этнокультурный аспект в системе образования Украины должен стать одним из актуальных направлений. В этом контексте огромную роль играет ратификация ВР Украины Европейской Хартии региональных языков или языков меньшинств. Подчеркивая значимость «Европейской Хартии», г–жа Регина Джейнсдоттир, администратор Европейской Хартии региональных языков или языков меньшинств Совета Европы (Франция), отметила, что «защита языкового и культурного богатства народов Европы идет в параллели с защитой языков, существующих и в Украине». Продолжая обсуждение Хартии, Рудольф Марк (Германия) подчеркнул, что «защита малых языков не угрожает целостности государственного языка, более того, защита малых языков – важный фактор для культуры страны в целом».
Этнокультурное образование в Украине должно осуществляется путем преподавания национальных языков в конкретном регионе в форме предмета, или путем создания национальных школ, а не в формате воскресных школ при национально-культурных обществах. Эта методика не может достаточно удовлетворить потребности этнических групп, их свободного приобщения к традиционной системе воспитания и образования конкретного этноса. И если такая практика уже имеет место в европейских странах, то в Украине она составляет единичные учебные заведения. И здесь государственная этнополитика проводить недопустимую избирательность: одни этносы имеют такие учебные заведения, для других – конфигурация из трех пальцев. Аргументация – ваш, де, этнос малочисленный! Такая аргументация государства – преступна! Каждый этнос, в независимости от его численности, имеет законное право на этнокультурное образование! И протестные настроения в межэтнической среде, в этом аспекте этнополитики государства, также потихоньку «закипают».
Сегодня вновь разгорелась жаркая дискуссия о новом статусе крымско-татарского меджлиса в Крыму. Полагаю, что данная дискуссия подобна мине замедленного действия. Власть, поднимая эту дискуссию «на-гора», и выделяя крымско-татарский этнос из числа других коренных народов Крыма, придавая крымским татарам особый статус культурно-национальной автономии, сама провоцирует нестабильность и угрозу межнациональных конфликтов в АР Крым. Исторически так сложилось, что коренными народами в Крыму нужно считать греков, караимов, крымчаков и крымских татар. И это факт. Выделяя из них только крымско-татарский этнос, исторически заселивший Крым намного позднее греков и караимов, власть автоматически зарождает в других коренных народах чувства национального оскорбления и исторической несправедливости. Репрессии по национальному признаку и страдания, депортацию, (причем греки Крыма ее перенесли дважды – во времена царствования Екатерины II и в эпоху советского тоталитаризма) все эти народы в своей истории перенесли в равной мере. Так почему же сегодня надо ставить все с ног на голову? И поддержка позиции власти в этой дискуссии некоторыми уважаемыми в Украине и международном правозащитном сообществе учеными, вызывает, по меньшей мере, крайнее удивление. Если не сказать больше…
Вот почему так жизненно важно принятие ВР Украины вышеозначенных законодательных актов, определяющих и защищающих права культурно-национальной автономии каждого этноса, проживающего в Украине! Не «местечково» парламентом АР Крым, а именно ВР Украины!
Аналогичная ситуация происходит и в регионах компактного проживания молдаван, которых Румыния отчего считает румынами! Был период, когда Россия, что говорится, направо и налево, раздавала российские паспорта представителям русского этноса и не только в Крыму, а по всей территории Украины с преобладающим русскоговорящим населением. Так, по выражению первых лиц России, они «защищали своих соотечественников» в Украине. От чего? Сегодняшняя ориентировка правительства России, высказанная В. Путиным, об «укреплении гуманитарных контактов» не что иное, как продолжение усиления своего влияния на Украину в гуманитарной сфере.
И если в самое ближайшее время ни парламент, ни правительство, ни президент, не повернуться к гуманитарной сфере лицом, если не начнут ответственно относиться к вопросам государственной этнополитики, (хотя, по мнению первых лиц государства, для нынешней власти эта сфера «не приносит дивидендов» и ждать от нее каких-либо позитивных изменений не приходится) то помимо экономических потрясений и социальных протестов, власть сама спровоцирует и межнациональные конфликты в отдельных регионах Украины. Несбалансированная государственная этнополитика, непродуманная ликвидация государственных структур, занимавшихся всеми вопросами жизнедеятельности национально-культурных объединений и диаспор, сегодня еще более усугубили ситуацию с правами национальных меньшинств в Украине. Сегодня ситуацию можно сравнить с «нагнивающим абсцессом», который может прорваться каждую минуту. И произойти это может, даже, несмотря на такие многовековые черты менталитета украинского народа, как толерантность и добрососедство. А межнациональное спокойствие, это, господа, не менее важный вопрос национальной безопасности страны, чем энергетические, экономические, и прочие вопросы. Межнациональное согласие в полиэтническом государстве – это прочно защищенный тыл для решения всех тех политических и экономических вызовов, которым сегодня Украина противостоит и решает.
Проведя анализ законодательной базы Украины, и эффективности соблюдения и реализации в Украине европейских стандартов в области прав национальных меньшинств, можно указать такие основные срочные рекомендации по приведению ее в соответствие европейским стандартам:
– разработка государственной концепции этнополитического развития Украины;
– принятие ВР Украины Закона «О статусе репрессированных и депортированных народов», Закона «О национальных меньшинствах в Украине» в новой редакции, «О статусе коренного народа», «О статусе репрессированных по национальному признаку и депортированных народов», «О национально-культурной автономии».
– принятие нормативной конкретизации понятий «национальные меньшинства», «репрессированные по национальному признаку», «депортированные», «беженцы», «коренной народ»;
– усовершенствование нормативно-правовой базы в вопросах государственного финансирования национально-культурных обществ;
– создание и функционирование учебных заведений этнического образования, как составляющей части региональной этнополитики;
– восстановление национальной топонимики;
– вопросы охраны памятников исторического наследия, являющихся духовными ценностями нацменьшинств в Украине.
Соблюдение прав национальных меньшинств – это показатель демократической зрелости государства.
Ирина ГОЛОБОРОДЬКО, член Международной Правозащитной Ассоциации
Також з цієї категорії...
Приватне товариство сплатить 15 млн...
10 нояб. 2016 г.
«Батьківщина» подала позов проти НКРЕКП...
28 дек. 2016 г.
Україна активно співпрацює з оборонкою...
20 февр. 2017 г.
Набираючі популярність...
Пропаганда та залякування - як...
3 нояб. 2024 г.
Оперативна інформація станом на 08.00...
4 нояб. 2024 г.
СБУ затримала коригувальника російського гру,...
4 нояб. 2024 г.
Останні новини
Полковник ЗСУ у запасі та військовий експерт Роман Світан у новому воєнному зведенні на 4 листопада розповів про наступні актуальні ситуації на фронті:
Коментарі