​Иду на You: Гройсман объявил войну Тимошенко, Яценюк - Порошенко

Воинственные настроения украинских политиков иногда выливаются в настолько банальные формы, что возникает ощущение дежа вю. Ярким примером таких тектонических распрей стали мелкие перепалки среды, 5 октября.


Первая словесная пикировка одна из самых серьезных – между премьер-минстром Владимиром Гройсманом и экс-премьером и лидером фракции «Батькивщина» Юлией Тимошенко. Любопытных моментов сразу два: спор был заочным и по крайней мере один из участников перевел дискуссию в эмоциональную парадигму.

Итак, Юлия Тимошенко с понедельника, 3 октября, активно озвучивает такой аспект тарифной тематики как изъятие квартир за коммунальные долги. Владмир Гройсман отвечает в духе «ничего подобного». Казалось бы, банальный спор, каких десятки в день, что не редкость для нашего бурного политпроцесса. Однако есть важные стратегические моменты.

Первый. Заметно, что лидер «Батькивщины» либо осознала, либо вняла аргументам экспертов, что тарифная тематика, близкая людям, все же воспринимается ими как нечто отвлеченное. Не все те, кто ориентируется в тонкостях тарифообразования, способны воспринять многоумные дискуссии политиков о коррупции в формировании тарифов ЖКХ, о рынках газа и электроэнергии, о лекциях об оптовых рынках и новациях. Юлия Тимошенко грешила этим и сейчас решила круто приблизиться к людям, сведя тарифную тематику к отъему жилья. Безусловно, аспект выбран тщательно и удачно. И Юлия Тимошенко, потрясая письмом «жительницы Харькова», ринулась в бой.

Обвинения действительно серьезнейшие. Если развивать тему, можно говорить о «жилищной мафии», о том, что власть хочет лишить украинских граждан крыш над головой и т.п. Простор для пиара обширнейший! И, скажем сразу, не без оснований, поскольку вряд ли «письмо жительницы Харькова» было сигнатурой. Следовательно, проблема есть. И проблема серьезнейшая.

Об этом говорит не столько шум, поднятый Юлией Тимошенко, сколько реакция Владимира Гройсмана. Премьер-министр, в частности, сказал так: «Я хочу подчеркнуть, что сегодня в Украине никто ни у кого за неуплату ЖК-услуг не забирает квартиры. А если, не дай Бог, кто-то позволит себе протянуть свои грязные руки к украинским гражданам, которые живут в своих помещениях, используя долги за жилищно-коммунальные услуги, мы, как правительство Украины, по этим грязным рукам дадим и защитим каждую украинскую семью. Поэтому я бы хотел обратиться ко всем и сказать, что это очередное вранье с трибуны Верховной Рады Украины, которое не имеет под собой никаких оснований».

Цитата довольно красноречива: премьер-министр, вместо ссылки на статьи законов, других нормативных актов резко переводит проблему в эмоцинальный план, используя такие обороты как «грязные руки», «дадим по рукам» и т.п. риторика, применимая либо к детям, либо, извините, к собутыльникам. В финале цитаты – размытое обещание «защитить каждую семью».

Вряд ли серьезный и вдумчивый гражданин Украины ощутит успокоение от такого уверения. Мы не забываем, что такие слова говорит премьер-министр, то есть, руководитель исполнительной вертикали власти. Мы не забываем, что Юлия Тимошенко сослалась на письмо жительницы Харькова. Что успокоило бы, к примеру, и меня, и других владельцев или арендаторов жилья, и жительницу Харькова? Наверное, протокольное поручение премьер-министра министру юстиции, министру ЖКХ и вице-премьеру регионального развития проверить факты, изложенные в письме жительницы Харькова, провести экспертизу законодательства с целью оценить теоретическую возможность взыскания жилья за долги, доложить на следующем заседании правительства и, возможно, издать постановление Кабмина, подготовить законопроект, провести встречу с депутатами.

Ничего подобного не прозвучало. И логичный вопрос, а как Кабмин «даст по рукам» кредиторам, повис в воздухе. Разумеется, реакция последовала незамедлительно. Лидер фракции РПЛ Олег Ляшко, к примеру, сразу срикошетил, предложив для начала изъять норму о том, что ЖЭКи могут, не уведомляя должника, подать в суд. Народный депутат (фракция «Батькивщина») Алексей Рябчин был более конкретен и порекомендовал премьеру разобраться, «что касается его сферы компетенции, и не издевается над людьми».

Мог Гройсман ответить по-другому, как подобает премьеру? Конечно, мог. Почему же был детский заочный диалог? Объясняет такой нюанс версия об искусственном разжигании межпартийной розни, скажем, между БПП и «Батькивщиной». В выигрыше, как ни парадоксально, обе политические силы: Юлия Тимошенко особо эффектна в роли гонимой обличительницы-правдорубки, а фракция БПП перенаправляет весь пыл «Нарфронта» на «Батькивщину», гася или нивелируя трения между двумя мегафракциями в парламенте. Побочным эффектом такой политической игры будет замыливание темы тарифов, так как «Батькивщина», даже в союзе с РПЛ, не добьется существенных достижений, поскольку за тарифы мощно взялся Оппо-блок (значит, Юлии Тимошенко невыгодно критиковать власть в полную силу, поскольку в любой момент ее обвинят в пособничестве Путину), а для власти два конфронтирующих критика всегда лучше одного.

В пользу этой версии и вторничные перестановки во фракции БПП. Так, Ирина Луценко и Сергей Березенко были избраны заместителями председателя фракции Игоря Грынива. Ирина Луценко, по словам источников, достаточно влиятельна и самостоятельна, чтобы выполнять функцию пока что страховочного контроля деятельности фракции. По непроверенной информации, в АП были крайне недовольны слабой позицией руководства фракции БПП в вопросе поправок в законодательство об эл-декларировании. По сути, Игорь Грынив «сдал» тему без боя. Стимулятором возможного недовольства Банковой тем, как работает фракция БПП, могла стать и дисциплина депутатов, в частности, нехватка голосов. У спикера Андрея Парубия была встреча с президентом Украины, вряд ли Парубий не затронул проблему катастрофической нехватки голосов у БПП и негативных эффектов от этого. В том числе, и для самого главы государства. Поэтому мы можем предполагать, что, как минимум, Петр Порошенко решил самолично разобраться в ситуации и для этого делегирована Ирина Луценко. Мы также можем принять как рабочую гипотезу, что Юрий Луценко поможет собрать и систематизировать информацию. Что же до Сергея Березенко, версия о его активном продвижении в публичную политику состоятельна. Однако это избрание состоялось спустя всего полторы недели после скандала «переписка Онищенко-Березенко». Не лучший момент для старта в публичную политику. Скорее, Сергей Березенко выдвинут в качестве «ученика» Игоря Кононенко для шлифовки политтехнологий в работе фракции, в частности, для маневрирования с целью поиска голосов. Что, помимо прочего, сулит среднесрочный распад нынешней коалиции на двоих, в которой БПП, разумеется, неуютно. Если это так, в краткосрочной перспективе можно ожидать ярких публичных выступлений представителей БПП и повышение общего уровня технологичности работы пропрезидентской фракции. Косвенной версией, правда, условно вероятной, может быть и подготовка масштабной политической «войны» между БПП и «Батькивщиной» с целью отвлечь украинских граждан от более важных проблем и смягчить шок от осенне-зимних платежек.

Впрочем, депутаты и сами оттачивают технологии. Александра Кужель от фракции «Батькивщина» в ходе обсуждения проекта постановления о рекомендациях парламентских слушаний «Состояние реализации основ антикоррупционной политике в Украине», призвала закрыть некоторые данные в эл-декларациях госслужащих, чтобы эти сведения не стали «наводкой» для воров: «Господин Соболев (Егор, — Авт.), делайте всегда как для себя, у вас 4 детей, вы с женой будете на работе, а какая-то тварюка, не профессиональный бандит будет иметь ваш адрес и прочитает, что там какое-то колечко вашей жены, либо просто с войны вернулся, либо просто без работы или вышел из тюрьмы, мы подставляем людей».

В ответ взвился почему-то депутат от фракции БПП Иван Мельничук: «Когда вы клянете власть и рассказываете всем, как нужно бороться с коррупцией, наверное, вы немного забыли о том, где вы были в 2005 году? Это не вы, случайно, стояли на трибуне и кричали на всю Украину «янукович придет и порядок наведет?» Вы определитесь, где вы находитесь…Я вижу, вы живете при любой власти. Вы прекрасно жили при януковиче, вы прекрасно живете сейчас. И вы будете прекрасно жить! Потому что только амебы так умет поступать, как вы, понимаете?.. Вы сейчас выпрыгиваете на трибуну и говорите «Порошенко плохой». Забудьте эту фамилию!!! Для вас янукович – преклассный. Езжайте в москву и целуйтесь с ним!»

Ярчайший пример спонтанного выплеска эмоций на фоне напряженнейших консультаций между представителями БПП и «Батькивщины» по Минским переговорам и отопительному сезону. Если заменить Александру Кужель на Юлию Тимошенко, а Ивана Мельничука на Петра Порошенко, мы получим достовернейший диалог со взаимными упреками. И, скорее всего, нейтрализация Юлии Тимошенко как человека, имеющего связи в рф, важна для Петра Порошенко не только в рамках Минского процесса.

И на таком напряженно-ярком фоне лидер фракции «НФ» Максим Бурбак в кулуарах Верховной Рады выстреливает чрезвычайно образной картинкой, как они ездили по Украине и встречались с людьми, и люди «где бы мы ни были, везде говорят «спасибо правительству Яценюка за систему субсидий!» Страсти, конечно, накалились. Зная эмоциональный характер Арсения Яценюка, мы можем предположить, что экс-премьер недоволен нынешним положением своей партии, тем, что соратнички, получив после Майдана теплые места, расслабились и не вели работу с людьми (нужными). В результате, потеряно многое. Ставка на «войну с россией», на чем с сентября активно (я бы сказала – суперактивно) пиарятся «нарфронтовцы», судя по всему, себя не оправдывает. Попытка Максима Бурбака отхватить немного от тарифной тематики и одновременно польстить президенту и не забыть упомянуть лидера партии (субсидии) говорит о том, что «НФ» во внутренней тематике – тарифах ЖКХ – сосредоточится на легкой критике системы субсидий в версии Гройсмана-Ревы. Политическая сила пребывает в динамическом творческом поиске, ощущая зыбкость почвы под ногами, в частности, некоторые признаки распада коалиции. В такой отчаянной ситуации Арсений Яценюк умудряется поставить перед своими технологами задачу начинать подготовку к президентской кампании. Низкий рейтинг сейчас даже к лучшему, ведь забытая политсила всегда лучше абсолютно новой: есть базис и ресурс, имеется плацдарм для взлета.

Банально делать вывод о горячем политическом предзимье, но все признаки в пользу такого сценария развития событий. Впрочем, игры в войнушки в политикуме для нас не новость. Новость, если эти игры вдруг породят что-то конструктивно-полезное. Однако эти чудеса, видимо, из другой оперы.

Лилия БРУДНИЦКАЯ, эксперт Центра структурной политологии «Выбор»

Материал публикуется с согласия автора

Фото с сайта правительства Украины



Коментарі

  +0 #1 николай 6 окт. 2016 г., 10:22:17
А чего вы хотите Гойсмана- маляра кладбищенских могил в Виннице в 2008 .Какой то ответ как у мелкой шпаны .
  +0 #2 оксана 20 мая 2019 г., 16:59:37
Гробсман - редкая мразь, организатор ГЕНОЦИДА! Сдохни , тварь смердючая!!!

Додати коментар

Новости от Киноафиша.юа
Загрузка...
Загрузка...

Останні новини

Этой ночью рашисты провели 10-часовую «шахедную» атаку по Украине - всего 13 «шахедов» было выпущено противником, все 13 БпЛА сбиты силами ПВО

детальніше
Конфлікти і закони © 2008-2024.

Електронна версія всеукраїнського юридичного журналу «Конфлікти і закони». Свідоцтво про держреєстрацію: КВ № 13326-2210Р від 19.11.2007 р. Повний або частковий передрук матеріалів сайту дозволяється лише після письмової згоди редакції. Увага! Починаючи з 21.11.2013 року (дня провалу євроінтеграції з ЄС), редакція журналу «Конфлікти і закони» (всупереч правилам правопису) залишає за собою право публікувати слова «партія регіонів» та «віктор федорович янукович» з малої літери. Також, починаючи з 29.06.2016 року, редакція «КЗ» залишає за собою право назавжди публікувати на своїх сторінках з малої літери слова (і утворені від них абревіатури) та словосполучення «москва», «росія», «російська федерація», «володимир путін», а разом з ними і скорочення «роскомнадзор» (як і всі інші держустанови росії), порушивши таким чином встановлені правила правопису незалежно від мов, на яких ці слова та назви публікуються. Це наша зброя в інформаційній війні з окупантом.