mogno vse

​Что-то с памятью нашей стало… Из истории авиастроения Украины. Часть 1

Предисловие


Недавно в Киеве с помпой открыли памятник нашему знаменитому земляку И.И. Сикорскому. «Теперь памятник авиаконструктору Игорю Сикорскому увидят все жители и гости столицы, которые приезжают в аэропорт «Киев».

Скульптором монумента является Владимир Журавель. Автор (ну не верю я!) идеи – мэр города Виталий Кличко. Памятник возвели при поддержке дирекции международного аэропорта «Киев», который недавно назвали именем легендарного авиаконструктора».

В этой статье я хочу поразмышлять о нашей национальной памяти, о показном и истинном, о неизвестных широким слоям населения людях, которые жили, учились, работали в Украине, и Киеве в частности, и чей вклад в воздухоплавание признан и применяется во всем мире.

В Украине об Игоре Сикорском, как о выдающемся своем сыне, в Киеве вспомнили в 2011 году, и то не по своей воле: «97 депутатов Киевсовета проголосовали за переименование улицы Танковой в ул. имени авиаконструктора Игоря Сикорского. Об этом сообщили в пресс-службе Киевсовета. Данный вопрос был внесен в повестку дня пленарного заседания в ответ на обращение Посольства США. Вопрос переименования улицы был неотложным, поскольку на конец октября запланировано открытие нового офиса посольства» https://ru.tsn.ua/ukrayina/v-kieve-poyavilas-ulica-nazvannaya-v-chest-aviakonstruktora-igorya-sikorskogo.html. А спустя 5 лет Приказом министра образования и науки Украины Лилии Гриневич от 17 августа 2016 года № 992 «О присвоении имени Национальному техническому университету Украины «Киевский политехнический институт» университету было присвоено имя его бывшего студента, выдающегося авиаконструктора ХХ века Игоря Сикорского. https://kpi.ua/ru/node/16666.

Талантливый мальчик родился ‎25 мая (‎6 июня‎) ‎1889 в Киеве. Из Википедии мы знаем, что учился он в Киевском политехническом институте в 1907-1911 годах. Здесь же, в Киеве, в 1908-1911 годах построил свои первые два простейших вертолета соосной схемы без автомата перекоса. В 1909 году один из них был представлен на двухдневной воздухоплавательной выставке в Киеве. Но ни один из построенных вертолетов не смог взлететь с пилотом, и Сикорский переключился на постройку самолетов. В январе 1910 года испытал аэросани собственной конструкции, в 1910 году поднял в воздух первый самолет своей конструкции С-2. В 1912 году переехал в Санкт-Петербург, где с 1912 по 1917 год работал главным конструктором в отделе Русско-Балтийского вагонного завода, и в 1912—1914 годах создал самолеты «Русский витязь», «Илья Муромец». В 1918 году он эмигрировал из россии в Лондон, затем в Париж, а в 1919году – в США (https://ru.wikipedia.org/wiki/Сикорский,_Игорь_Иванович).

Основной свой потенциал Игорь Сикорский реализовал уже в Соединенных Штатах Америки, чем США заслуженно гордятся. Продолжаем цитировать Википедию: в США Сикорский уже до 1939 года создал около пятнадцати типов самолетов. С 1939 года перешел на конструирование вертолетов одновинтовой схемы с автоматом перекоса, получивших широкое распространение. Первый экспериментальный вертолет Vought-Sikorsky 300, созданный Сикорским в США, оторвался от земли 14 сентября 1939 года. По существу, это был модернизированный вариант его первого вертолета, созданного еще в июле 1909 года ([https://ru.wikipedia.org/wiki/Сикорский,_Игорь_Иванович).

В отличие от официальных лиц, киевляне знали и любили Сикорского и раньше. Чудо, но это так - на улице Ярославов вал, что в центре Киева, до сих пор сохранился дом, где жили Сикорские. Коренные киевляне его так и называли – дом Сикорского. А память киевлян дорогого стоит. Больно видеть, как это здание, хотя и является памятником архитектуры, уже несколько десятилетий!!! пребывает в плачевном состоянии и постепенно разрушается. Кстати, таких исторических зданий в центре Киева очень много, и судьба их так же плачевна. К сожалению, в городе нет хозяина. Я был в Харькове 2 года тому назад, так вот там порядка значительно больше и город выглядит ухоженным и более гармоничным, в отличие от Киева с его хаотичной застройкой и облезлыми или разрушающимися зданиями дореволюционной постройки, которые в западных странах бережно охраняют!

Дом, где родился И.И. Сикорский по ул. Ярославов вал и где уже давно обещают сделать музей

Очень хорошо и правильно, что Игоря Сикорского (хоть и после волшебного пенделя со стороны посольства США) вспомнили в Украине на официальном уровне.

Плохо то, что многие наши земляки, конструкторы с мировым именем, которые создавали свои самолеты в Украине (в отличие от И.И. Сикорского), не удостаиваются такой памяти в нынешних украинских реалиях.

Хотелось бы отметить, что первые попытки создать самолеты в Украине были еще в начале 1900-х годов в Киевском политехническом институте (КПИ), о чем можно почитать в статье «Истоки украинской авиации» автора М. Згуровского. Оттуда же мы узнаем о другом выдающемся авиастроителе: «Традиции в создании тяжелых самолетов, заложенные Игорем Сикорским, продолжил Константин Калинин. Еще студентом КПИ, в 1922 году, потомок запорожского казака Калины-Малины на киевском заводе «Ремвоздух-6» создал первый серийный пассажирский самолет К-1. Серийно выпускать его начали на Харьковском авиазаводе. Самолеты К-4 и К-5 почти двадцать лет были основными пассажирскими самолетами СССР. В 1938 году инженера Калинина репрессировали».

Памятник К.А. Калинину на территории КПИ.

Отрадно, что в Национальном техническом институте (КПИ) бережно хранят память о своих выдающихся студентах. Ведь там учились многие знаменитые конструкторы Советского Союза в области ракетостроения, самолетостроения, двигателестроения и артиллерийских систем. К чести сотрудников КПИ, благодарные потомки не только не отреклись в порыве декоммунизации от своей истории, но и создали замечательную аллею славы своих знаменитых выпускников, за что низкий поклон руководству КПИ. Мы по нескольку раз в год гуляем по территории и любуемся историческими дореволюционными зданиями, памятниками, установленными на территории, и музеем авиации и космонавтики. Там же стоят памятники и И.И. Сикорскому, С.П. Королеву и другим выдающимся выпускникам. А скольких наших знаменитых земляков, например, в области ракетостроения и космоса мы незаслуженно забыли. Назову для примера только двух – Валентин Петрович Глушко, который продолжил дело С.П. Королева после его смерти в освоении космического пространства, и Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский, который создавал космическую систему «Спираль», знаменитые истребители МиГ, включая известные на весь мир МиГ-31 и МиГ-29, руководитель НПО «Молния», где создали орбитальный корабль «Буран», автор авиационно-космической системы МАКС!


Участвовал в создании ряда двигателей и прочих важнейших объектов ракетной, космической и авиационной техники. Под его руководством были разработаны ракеты-носители («Протон» активно используется до сих пор), искусственные спутники Земли «Протон» и «Полет», орбитальные станции серии «Алмаз», пилотируемый корабль ТКС и т. п. Являлся одним из ключевых создателей советского «ядерного щита».


Конструктор авиационных двигателей. Под руководством Микулина создан первый советский авиационный двигатель жидкостного охлаждения М-34, на базе которого в дальнейшем построен ряд двигателей различной мощности и назначения.

Двигателями типа М-34 (АМ-34) оснащались рекордные самолеты АНТ-25, бомбардировщики ТБ-3 и многие другие самолеты. Двигатель АМ-35А устанавливался на истребителях МиГ-1, МиГ-3, бомбардировщиках ТБ-7 (Пе-8). Под его руководством создан ряд ТРД различной тяги (в т. ч. двигатель АМ-3 для самолетов Ту-16 и Ту-104).


Участие в разработке и постановке на производство различных артиллерийских орудий и систем. Разработка механического установщика взрывателей для зенитного орудия. Руководство разработками зенитных управляемых ракет и комплексов, ракет-мишеней, противоракет, ракет для мобильных комплексов, ракет для надводных кораблей и подводных лодок, ракето-торпед для ВМФ.


Конструктор реактивных двигателей. В 1939—1941 годах разработал конструктивную схему ТРДД (двухконтурного турбореактивного двигателя), явившуюся прототипом ныне существующих схем, спроектировал опытный образец ТРД с осевым компрессором. Под руководством Люльки создан первый советский ТРД, прошедший в феврале 1947 года государственные испытания. В последующие годы под руководством Люльки был создан ряд ТРД, применявшихся на самолетах П. О. Сухого, С. В. Ильюшина, Г. М. Бериева, А. Н. Туполева.

Конец первой части. Продолжение читайте тут

Анатолий Григорьевич ВОВНЯНКО, ведущий конструктор в службе самолета Ан-70 1982-1985 г.г., руководитель службы ведущих конструкторов по самолету Ан-225 1985-1989 г.г., зам. Главного конструктора по самолетам Ан-225, Ан-325 и авиационно-космических систем 1989-1991 г.г., с зам. Главного конструктора по самолетам Ан-218, Ан-124, Ан-124-100, Ан-225 и их модификаций, а также авиационно-космических систем 1991-2008 г.г.

Памятник Сикорскому. Фото предоставлены автором



Комментарии

Комментарии отсутствуют. Возможно, ваш будет первым?

Добавить комментарий

Новости от Киноафиша.юа
Загрузка...
Загрузка...

Последние новости

Унаслідок ворожих обстрілів двоє військовослужбовців зі складу Об’єднаних сил зазнали поранень та евакуйовані для надання необхідної медичної допомоги

подробнее
Конфликты и законы © 2008-2019.

Электронная версия всеукраинского юридического журнала «Конфликты и законы». Свидетельство о госрегистрации: КВ № 13326-2210Р от 19.11.2007 г. Полная или частичная перепечатка материалов сайта разрешается только после письменного согласия редакции. Внимание! Начиная с 21.11.2013 года (дня провала евроинтеграции с ЕС) редакция журнала «Конфликты и законы» (вопреки правилам правописания) оставляет за собой право публиковать слова «партия регионов» и «виктор федорович янукович» со строчной буквы. Также, начиная с 29.06.2016 года, редакция «КЗ» оставляет за собой право навсегда публиковать на своих страницах со строчной (маленькой) буквы слова (и образованные от них аббревиатуры) и словосочетания «москва», «россия», «российская федерация», «владимир путин», а вместе с ними и сокращение «роскомнадзор» (как и все прочие госучреждения рф), нарушив таким образом установленные правила правописания независимо от языков, на каких эти слова и названия публикуются. Это наше оружие в информационной войне с оккупантом.