​Что-то с памятью нашей стало… Из истории авиастроения Украины. Часть 2

(Продолжение. Начало статьи читайте тут)


…Все они стали выдающимися не только советскими, но и мировыми специалистами каждый в своей области, и без их разработок было бы невозможно развитие многих современных инженерных технологий, в том числе в авиастроении и ракетостроении. Эти люди своим талантом и трудом внесли огромный вклад и в разгром немецких захватчиков в годы Второй мировой войны (о чем нам всегда нужно помнить). Но почему-то мы про этих наших знаменитых земляков забыли и называем в Киеве улицы не их именами, а очень часто именами неизвестных киевлянам людей, не имеющим к этому городу никакого отношения, но имеющих очень неоднозначное для нас прошлое.

Продолжаем список незаслуженно забытых, но сделавших славу Украине в мире конструкторов.

Следующий этап развития авиастроительной отрасли в Украине начался после переезда в 1952 году из Новосибирска в Киев опытно-конструкторского бюро О.К. Антонова. Имя самого Олега Константиновича в Украине, слава богу, известно, на слуху, но я бы хотел отметить двух выдающихся конструкторов - А.Я. Белолипецкого и П.В. Балабуева, под руководством которых были созданы шедевры советского и украинского, да и мирового самолетостроения.

А.Я. Белолипецкий, О.В. Болбот, А.В., О.К. Антонов

Алексей Яковлевич Белолипецкий был главным конструктором первого в СССР специализированного военно-транспортного самолета Ан-8 и первого в мире широкофюзеляжного грузового самолета Ан-22 «Антей».

Онуфрий Викентьевич Болбот был первым заместителем О.К. Антонова, а потом, благодаря его блестящим организаторским способностям, стал заместителем Министра авиационной промышленности СССР.

Ну и, конечно, о чем я писал много раз, это Петр Васильевич Балабуев, который участвовал в создании всех (кроме Ан-2 и Ан-8) самолетов опытно-конструкторского бюро (ОКБ) О.К. Антонова, потом АНТК им. О.К. Антонова, а ныне ГП «Антонов».

Самые большие его достижения:

- самолет Ан-124 «Руслан» и все его модификации, главным конструктором которого он был (см. «Ан-124 - высшее достижение украинского авиастроения»);

- самолет Ан-225 «МРІЯ», когда он уже стал генеральным конструктором (см. «Самолет Ан-225 «МРІЯ» - несбывшаяся мечта»);

- авиакомпания «Руслан» (сейчас «Авиалинии Антонов»), которую он создал и благодаря которой и поныне существует почти 10000-й коллектив ГП «Антонов»;

- сохранение и развитие авиационной отрасли независимой Украины и создание самолетов Ан-70, Ан-38, Ан-32П, Ан-74-300, Ан-140, Ан-148, продажа лицензии на самолет Ан-140 в Иран, внедрение цифровых технологий и композиционных материалов и многое другое.

Генеральный конструктор П.В. Балабуев на пресс-конференции, посвященной первому полету самолета Ан-225 «»МРІЯ»

К сожалению, люди, окружавшие П.В. Балабуева в последние годы его пребывания на должности генерального конструктора, и которые после его ухода стали руководителями предприятия, ничего не сделали для увековечивания его памяти. Большинство руководителей ГП «Антонов» и чиновников стали долларовыми мультимиллионерами благодаря наследию великих генеральных конструкторов О.К. Антонова и П.В. Балабуева, и при десятках миллионов долларов ежегодных прибылей, что получало и получает ГП «Антонов», они даже не поставили им достойные памятники, не назвали их именами самолеты и многое другое в Украине и Киеве.

Нынешнее руководство ДП «Антонов» Донец А.Д., Харченко М.Г., Бычков С.А. обещали решить вопрос о переименовании улицы Депутатская в Киеве, где ранее жил Балабуев, в улицу Петра Балабуева. Понятно, что в нынешних условиях, когда надо спрашивать согласия жителей улицы о переименовании, сделать это непросто. Но они так увлеклись самообеспечением за государственный счет, что им некогда этим заниматься. (Как они все лебезили и восхваляли Балабуева, когда он был генеральным конструктором).

К сведению, ГП «Антонов» уже несколько лет не создает и не строит самолеты и стратегия на следующие 3 года – это поддержание летной годности самолетов авиакомпании «Авиалинии Антонов», импортозамещение российских комплектующих и, возможно, модернизация Ан-124-100. Нет там ни создания ни производства самолетов (см. «Авиастроение Украины: Дайте денег, может быть, построим самолет».

Я очень уважаю Игоря Сикорского, это гениальный конструктор. Но у меня вопрос: где были руководители ГП «Антонов», когда в Киеве решался вопрос о названии аэропорта «Жуляны» именем И.И. Сикорского? Неужели О.К. Антонов или П.В. Балабуев, реально сделавшие для авиастроительной отрасли Украины, можно сказать, все и благодаря которым до сих пор существует ГП «Антонов», не достойны того, чтобы именем Петра Балабуева (советский и украинский генеральный конструктор уже в независимой Украине) назвали, например, аэропорт в Борисполе? Балабуев П.В. родился и всю жизнь прожил и проработал в Украине, а созданные под его руководством самолеты «Руслан» и «МРІЯ» являются шедеврами мирового авиастроения!

К сожалению, в данном случае посольство США не даст очередного «волшебного пенделя» киевской власти за забытье и неуважение знаменитых украинских создателей и производственников всего, чем пользуются нынешние поколения в независимой Украине.

Еще к слову о памяти. По-моему, как-то несолидно выглядит металлический монумент О.К. Антонову, сделанный 35 лет тому назад в ОКБ. Он совсем затерялся на фоне окружающих его памятников. Правда, после моей прошлогодней публикации его почистили от ржавчины в местах винтовых креплений на обратной стороне. Возможно, стоит поставить Олегу Константиновичу новый монумент, соответствующий его вкладу в нашу Родину?

Памятник О.К. Антонову на Байковом кладбище

Память, уважение к человеку… Интересный факт из жизни нашего северного соседа. В августе 2019 года (!!!) в Ульяновске (российская федерация, если кто не помнит) установили памятник и назвали улицу в честь нашего соотечественника - бывшего ведущего конструктора по самолету Ан-124, ставшего в последствии главным конструктором (после того как главный конструктор самолета Ан-124 П.В. Балабуев стал генеральным конструктором) Виктора Ильича Толмачева, а еще годом раньше (в 2018 году) назвали именем О.К. Антонова один из самолетов Ан-124-100 «Руслан» из состава ВТА МО рф. Решение приняли сами, без чьей-либо указки извне.

Я очень надеюсь, что при новой власти в Украине будет восстановлена историческая справедливость. И памятники будут устанавливать, и улицы будут называть именами тех, кто строил и создавал богатства, повышал обороноспособность государства и страны Украина! Ведь до сих пор вооруженные силы, Министерство внутренних дел и чрезвычайных ситуаций, а также правительственный отряд Украины летают на самолетах, созданных О.К. Антоновым и П.В. Балабуевым!

Мы сами, без подсказки со стороны наших заокеанских друзей, должны гордиться, активно популяризировать наших выдающихся соотечественников. Ведь и О.К. Антонов, и П.В. Балабуев и многие другие, которые создали и построили тысячи самолетов марки «Ан» - это настоящий, полноценный бренд Украины, и мы, и наши потомки должны быть благодарны им за их деяния и хранить память о них.

Я убежден, что таких людей в каждой отрасли у нас много, но мало кто о них знает. Пора знакомить нас (украинцев) и весь мир с нашими выдающимися земляками.

P.S. Выражаю благодарность моей жене Маринке Полянской (коренной киевлянке, именно она показала мне дом Сикорского и знакомит меня со своей малой родиной – тихим центром в Киеве, который стал родным и близким мне) за идеи и помощь в написании статьи.

Анатолий Григорьевич ВОВНЯНКО, ведущий конструктор в службе самолета Ан-70 1982-1985 г.г., руководитель службы ведущих конструкторов по самолету Ан-225 1985-1989 г.г., зам. Главного конструктора по самолетам Ан-225, Ан-325 и авиационно-космическим системам 1989-1991 г.г., зам. Главного конструктора по самолету Ан-218 1991-1994 г.г., зам. Главного конструктора по самолетам Ан-124, Ан-124-100, Ан-225 и их модификациям, а также авиационно-космическим системам 1994-2008г.г.

Самолет Ан-124 -100 «Руслан». Главный конструктор П.В. Балабуев. Фото предоставлено автором



Коментарі

Коментарі відсутні. Можливо, ваш буде першим?

Додати коментар

Новости от Киноафиша.юа
Загрузка...
Загрузка...

Рашисты совершили два преступных удара по Харькову и Одессе, обстреляв баллистическими ракетами С-300 и Искандер жилые районы обеих городов

детальніше
Конфлікти і закони © 2008-2024.

Електронна версія всеукраїнського юридичного журналу «Конфлікти і закони». Свідоцтво про держреєстрацію: КВ № 13326-2210Р від 19.11.2007 р. Повний або частковий передрук матеріалів сайту дозволяється лише після письмової згоди редакції. Увага! Починаючи з 21.11.2013 року (дня провалу євроінтеграції з ЄС), редакція журналу «Конфлікти і закони» (всупереч правилам правопису) залишає за собою право публікувати слова «партія регіонів» та «віктор федорович янукович» з малої літери. Також, починаючи з 29.06.2016 року, редакція «КЗ» залишає за собою право назавжди публікувати на своїх сторінках з малої літери слова (і утворені від них абревіатури) та словосполучення «москва», «росія», «російська федерація», «володимир путін», а разом з ними і скорочення «роскомнадзор» (як і всі інші держустанови росії), порушивши таким чином встановлені правила правопису незалежно від мов, на яких ці слова та назви публікуються. Це наша зброя в інформаційній війні з окупантом.