«Яндекс» не смог оспорить в суде распространение своей программы Punto Switcher

yasha

 
Крупнейшая российская интернет-компания не смогла доказать в суде, что ее права нарушаются распространением бесплатной программы вместе с софтом конкурента. Изначально "Яндекс" хотел, чтобы подобные действия были запрещены, а компенсация составила 1 млн руб., но потом сократил сумму требований наполовину. Судя по решению суда, отчасти истец сам виноват в поражении: лицензионное соглашение сформулировано неудачно.


Разбирательство между ООО "Яндекс" и индивидуальным предпринимателем Евгением Балабановым, владельцем портала Skan.ru, на котором размещены свободно распространяющиеся компьютерные программы, и те, которые имеют бесплатный период использования, началось в Арбитражном суде Свердловской области в октябре прошлого года. На Skan.ru можно скачать яндексовский Punto Switcher (переключает языковую раскладку клавиатуры), но его загрузка происходила с помощью программы Загрузчик@Mail.Ru, которая одновременно устанавливала пользователям Спутник@Mail.Ru и [email protected], делала Mail.Ru стартовой страницей в браузере, а поисковой системой — Поиск@Mail.ru. "Яндекс" посчитал, что Балабанов нарушил право интернет-компании на софт и незаконно изменил информацию о правообладателе. Истец требовал запретить предпринимателю распространять Punto Switcher вместе с другими программами, не допускать изменение информации об авторстве, а также 1 млн руб. в качестве компенсации.

Хотя Балабанов Punto Switcher не продает, признавал "Яндекс" (в суде интернет-компанию представлял управляющий партнер группы правовых компаний "Интеллект-С" Евгений Шестаков), но выгоду получать может за счет других программ, скачиваемых одновременно. "За [их] распространение ответчик, возможно, получает вознаграждение", — подозревали юристы истца (цитата по решению суда, дело А60-43388/2012). Пользователи не могут установить Punto Switcher без программ ООО "Мэйл.ру", а это является нарушением лицензионного соглашения, согласно которому запрещается воспроизводить и распространять программу в коммерческих целях, в том числе в составе сборников программных продуктов, без письменного согласия "Яндекса", указывали они. По их мнению, запрет распространяется на любые сборники, а не только являющиеся результатом творческого труда и охраняемые авторским правом. Еще одним аргументом стало отсутствие на Skan.ru прямой ссылки на сайт правообладателя.

Балабанов, представителем которого в суде был адвокат Иван Кадочников, претензии не признавал. Основной контрдовод ответчика заключался в том, что Punto Switcher при установке запускается с указанием информации о "Яндексе", поэтому данные о правообладателях не искажаются. Кроме того, программа имеет сертификат цифровой подписи, что гарантирует подлинность источника и доказывает, что софт не был поврежден или изменен. Позиция Балабанова заключалась в том, что он лишь предоставлял возможность для быстрого скачивания программы, не использовал ее и не нарушал условия лицензионного соглашения.

В пользу ответчика говорила и судебная экспертиза, проведенная по ходатайству "Яндекса". Эксперт Регионального научного центра "Интеллектуальные системы и информационная безопасность" Дмитрий Истомин пришел к выводу, что у пользователей все-таки был выбор устанавливать только Punto Switcher или вместе с программами Mail.ru. Для этого было достаточно только снять или установить "галочки" напротив пунктов "Установить тулбар", "Стартовые страницы" и "Поиск". "Владелец сайта [Skan.ru], на выбор пользователя повлиять не может, следовательно, не может нарушать права непосредственного правообладателя", — заключил эксперт.

После экспертизы "Яндекс" в два раза, до 500 000 руб., снизил сумму финансовых претензий к Балабанову, а также отказался от требований по поводу якобы незаконного изменения информации об авторском праве "Яндекса" на Punto Switcher. Однако и в оставшейся части — компенсации за нарушение исключительного права на программу и запрете на ее распространение вместе с программами конкурента — иск остался без удовлетворения. Такое решение 19 апреля приняла судья Елена Бикмухаметова, его текст был опубликован 28 апреля.

"Яндекс" не доказал, что Балабанов нарушает его права, распространяя Punto Switcher совместно с программами "Мэйл.ру", таков главный вывод судьи. Кроме того, из ее решения следует, что интернет-компания сама виновата: в лицензионном соглашении запрещается воспроизводство и распространение Punto Switcher в составе сборников программных продуктов, но само это понятие не раскрыто. Нет его и в Гражданском кодексе, там лишь закреплено, что программы для ЭВМ охраняются как литературные произведения, а составителям сборников принадлежат авторские права на осуществленный ими подбор или расположение материалов (ст. 1259-1260 ГК РФ).

Аналогичную позицию сформулировал и Пленум Верховного суда РФ в своем постановлении от 19 июня 2006 года. "Стороны лицензионного соглашения не установили, что понимается под сборником программных продуктов относительно данного договора, — говорится в решении. — Суд приходит к выводу о том, что истцом не доказано использование ответчиком спорного продукта в составе сборника".

"Яндекс" планирует обжаловать решение, сообщает портал 66.ru. "Суд при принятии решения не учел наши доводы, что такое использование в любом случае выходит за дозволенный объем прав по лицензии, — объяснили в пресс-службе "Яндекса". — Суд не принял во внимание тот существенный факт, что само по себе распространение Punto Switcher c предложением пользователям любых иных программ и настроек, тем более конкурентных программ, без согласия правообладателя нарушает интересы и права "Яндекса", сообщает pravo.ru.



Комментарии

Комментарии отсутствуют. Возможно, ваш будет первым?

Добавить комментарий

Новости от Киноафиша.юа
Загрузка...
Загрузка...

Унаслідок ворожого вогню двоє наших героїв отримали поранення, несумісні з життям. Окрім цього, четверо воїнів були поранені, ще один оборонець отримав бойове травмування

подробнее
Конфликты и законы © 2008-2019.

Электронная версия всеукраинского юридического журнала «Конфликты и законы». Свидетельство о госрегистрации: КВ № 13326-2210Р от 19.11.2007 г. Полная или частичная перепечатка материалов сайта разрешается только после письменного согласия редакции. Внимание! Начиная с 21.11.2013 года (дня провала евроинтеграции с ЕС) редакция журнала «Конфликты и законы» (вопреки правилам правописания) оставляет за собой право публиковать слова «партия регионов» и «виктор федорович янукович» со строчной буквы. Также, начиная с 29.06.2016 года, редакция «КЗ» оставляет за собой право навсегда публиковать на своих страницах со строчной (маленькой) буквы слова (и образованные от них аббревиатуры) и словосочетания «москва», «россия», «российская федерация», «владимир путин», а вместе с ними и сокращение «роскомнадзор» (как и все прочие госучреждения рф), нарушив таким образом установленные правила правописания независимо от языков, на каких эти слова и названия публикуются. Это наше оружие в информационной войне с оккупантом.