Президент Всемирной Асоциации Юристов В. Евдокимов: «Чиновника нужно лишить возможности решать чью-то судьбу»
- Подробиці
- Опубліковано 30.04.2009 12:29
-
Автор: Конфлікти і закони
- Переглядів: 8033
- Валерий Александрович, как Вы оцениваете проведенный в Киеве Конгресс Всемирной Ассоциации юристов?
- Впервые в истории Всемирной Ассоциации Юристов Конгресс был проведен именно на территории Украины. Он состоялся 23 марта этого года в Киеве.Предыдущий - проходил в Китае. И знаете, что интересно? Китайская сторона очень ответственно отнеслась к подготовке этого мероприятия. Было ясно, что им важен факт проведения Конгресса на территории их страны. Поэтому они и организовали его на очень высоком уровне. И я понимал, что Конгресс в Киеве должен быть организован не хуже, чем в Китае, хотя мы и не имели таких финансовых возможностей, как китайская сторона. Но, несмотря на кризис, мне удалось провести его на очень высоком уровне.
На Конгресс были приглашены как первые лица нашего государства, так и руководители всех правоохранительных и судебных органов Украины. К сожалению, ни Ющенко, ни Тимошенко, ни Литвин, не смогли посетить это мероприятие (они в этот день находились в зарубежных поездках), но мы получили от них приветствия и поздравления, которые я и министр Юстиции Украины зачитали на открытии Конгресса. Кстати, должен заметить, что гостей на Конгрессе было больше, чем мы ожидали. Зал зарезервировали на 500 человек, а пришло 750. И меня порадовало, что организованное нами мероприятие заинтересовало людей, поскольку те, кто занимается делом, очень заняты и не тратят свое время зря. А значит, Конгресс был нужным и интересным событием, которое многим не хотелось пропустить.
- А Вы можете оценить деятельность ассоциации в Украине?
- Пока что я не могу давать каких-либо оценок, поскольку результат оценивается по разным факторам. Но то, что на Конгрессе в Киеве присутствовало 48 представителей из разных стран мира, все же оказало определенное влияние на общество, поскольку украинцы смогли убедиться, что наша страна интересна мировой общественности. И хотя с правовыми принципами ситуация в Украине слегка хромает (поскольку сегодня в обществе идет борьба за выживание, причем не всегда правовыми, а иногда даже преступными методами), мир наблюдает за тем, как развивается наше государство. Правда, лично я мало верю, что ситуация в стране может улучшиться даже после выборов (независимо – президентских или парламентских), потому что на политическом олимпе сегодня нет такой личности, которая смогла бы реально изменить ситуацию.И хотя умных людей в стране много, к власти их никто не допустит. Да и некаждый сегодня хотел бы связываться с политикой, поскольку, и я в этом уверен, порядочные люди всегда исповедуют принцип Чацкого: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Я, например, в свое время занимал высокие должности, но всегда имел свою точку зрения, которую не боялся отстаивать ни перед кем, даже перед Леонидом Кучмой. И меня за эту позицию уважали.
- Как Вы считаете, насколько реально реализовать в Украине принципы ассоциации, и что следует предпринять, чтобы они не оставались просто задекларированными?
- Сегодня в Украине реализовывать принципы ассоциации очень сложно, поскольку, как я уже говорил, правовая система хромает. Но это можно изменить. И первый вопрос, который следовало бы решить – провести судебную реформу. Еще в 2001 году мы питались ее внедрить. Но, к сожалению, тогда нам не удалось запустить ее механизм. Почему это произошло, сказать сложно (можно перечислять много негативных факторов), но сегодня мы можем констатировать результат: люди не верят в правосудие. И это ужасно, поскольку одно дело, когда люди не верят власти, а другое – судьям. Ведь суды существуют для того, чтобы решать споры согласно закону. И во всем мире люди именно через судебную систему защищают свои права. И они уверены, что даже суд местной юрисдикции может доказать правоту закона. В Украине же люди годами пытаются доказывать свою правоту. И этот подход следует менять. Правосудие должно быть честным, а суды не должны растягиваться на десятилетия. Должна существовать схема, позволяющая человеку получить судебное решение в очень короткий срок. В принципе, процедура не должна проходить больше месяца, а она, к сожалению, может длиться очень долго. Конечно, это очень важно, какими полномочиями какой суд должен обладать. Но это – детали, в которых должны разбираться специалисты. Главная задача судебной реформы – упрощенная процедура судопроизводства.
- Вы думаете, что такую упрощенную схему реально запустить в Украине?
- Да, упрощенную процедуру внедрить возможно, но нужны законы, которые бы ее регламентировали. Правда, если придерживаться законодательства, то и существующие законы не так уж плохи. Но есть одна проблема - их никто не выполняет. Ведь если бы правосудие действительно хотело помочь людям, то уже бы нашли способ решать вопросы быстро. Но этого не происходит. Поэтому, с моей точки зрения, на законодательном уровне судьям нужно создать такие правила процедуры¸ чтобы они не могли их нарушить.
- Валерий Александрович, в нашей стране человеку трудно отстоять свои права. Скажите, пожалуйста, а Вам как главе Ассоциации и Союза юристов Украины не трудно сотрудничать с украинским правительством?
- Несмотря на то, что у меня очень хорошие отношения со всеми представителями сегодняшней власти, ни я, ни моя команда юристов им не нужны. Им нужны юристы, умеющие выполнять четко поставленные задачи. А учитывая несовершенство ряда украинских законов, можно выбирать такие пути решения задач, которые подходят именно в той или иной политической ситуации. И представители власти часто этим пользуются, а некоторые юристы им в этом помогают. Вот почему важно, чтобы закон имел прямое действие и выполнялся именно так, как он записан.
- Но часто политики не только не выполняют законы, они их иногда просто игнорируют. Приходилось ли Украинской ассоциации юристов реагировать на противоправные действия властьимущих?
- Членами ассоциации являются правоохранительные и судебные органы, которые не уполномочены делать каких-либо заявлений. Поэтому заявления чаще всего делаю я от имени исполкома или пленума. Раньше такие заявления звучали чаще, сейчас – реже. Но, тем не менее, мы стараемся реагировать на факты, нарушающие права человека. Так, в 2005 году мы вынуждены были отреагировать на принятый депутатами закон, который позволял задерживать человека на 30 суток без каких-либо оснований и санкции на арест. И тогда мы добились того, чтобы этот закон не приняли.
- Существование украинской политической элиты обеспечивается постоянным отмыванием денег из бюджета. А всеукраинская ассоциация юристов декларирует, что ведет борьбу с коррупцией и отмыванием грязных денег. Как ВАЮ реализовывает этот принцип в Украине?
- Коррупция процветает во всех странах. Где-то в большей степени, где-то – в меньшей. Но чтобы ее проявлений было как можно меньше, с ней должна бороться как законодательная, так и исполнительная власть. Вообще-то сделать это не сложно. Ведь истоки украинской коррупции находятся в существующей разрешительной системе. Коррупцией занимаются чиновники, которые либо разрешают человеку что-то, либо – нет. И чиновник чувствует свою власть над той личностью, которая вынуждена к нему обращаться за тем или иным разрешением. Чиновника нужно лишить возможности решать чью-то судьбу. Коррупция будет очень низкой, если гражданину не нужно идти к чиновнику на поклон, чтобы он давал свое добро на что-либо. Нужно, чтобы существовал закон: если предприниматель хочет работать – он должен купить лицензию и начинать свою деятельность. Если кому-то нужно купить землю – он должен обратиться в ипотечный центр, а в не представительства районной, городской или областной власти. И тогда ситуация в стране с коррупцией кардинально измениться.
Но для этого, опять же, следует принять определенные законы, а власть и депутаты должны быть заинтересованы в том, чтобы законодательство работало. Сегодня же ситуация такова: на словах депутаты ратуют за снижение коррупции, а на деле только раздувают штат чиновников. И примером тому может служить хотя бы такой факт: у каждого депутата существует тридцать помощников. Из них четыре – на постоянной основе. Два из них – работают на партию, но деньги получают в парламенте. Вот и умножьте 450 на 4. И все эти люди получают заработную плату. А зачем депутатам помощники, тогда как существуют определенные комитеты, в которых эти депутаты состоят? И если депутату нужна какая-либо помощь или информация, то его обслуживает секретариат этого комитета. При этом он пользуется услугами и секретариата фракции. А это деньги. И не малые. Именно нагромождение чиновничества и порождает коррупцию.
- Валерий Александрович, как Вы думаете, могут ли политические партии изменить правовую систему в Украине?
- К сожалению, в Украине ни одна политическая партия реально не заботиться о своем электорате. Все заявления политических лидеров – сплошной PR, который должен доказать людям, что только эта партия является представителем народа, а остальные способны только на обещания. Но парадокс в том, что они все только и делают¸ что обещают. А в обществе никаких изменений не происходит. Люди как бастовали, так и бастуют, только при этом еще нарушают законы и мешают другим гражданам нормально жить, поскольку перекрывают дороги, занимают тротуары и т.д. А некоторые политические силы это поощряют. Более того, сегодня говорят о том, чтобы разрешить гражданам приобретать огнестрельное оружие. А этого делать нельзя, поскольку ношение оружия – это очень высокая ответственность. Ведь чтобы взять в руки оружие, нужно уметь не только стрелять, но еще и думать, когда его применять. А в нашем государстве еще нет такого высокого общественного сознания. Поэтому лично я не верю ни одной из существующих политических сил, поскольку каждая из них уже была при власти. И ни одна не смогла дать обществу и государству спокойствие и навести элементарный порядок. Каждая из них только и делает, что сообщает людям причины своего бездействия. А они должны говорить не о том, что им помешало достичь хорошего результата, а о том, что они сделали для того, чтобы выполнить свои обещания. С моей, субъективной точки зрения, нашему государству не хватает сильной руки, хотя это - понятие абстрактное… В любом случае, Украине, где пренебрегают законами и не считаются с правами людей, нужна сильная личность, которая смогла бы заставить других уважать закон. А так выходит, что политики обвиняют друг друга то в бандитизме, то в воровстве, но при этом никто еще никого не притянул к ответственности ни за ложные обвинения (а что означают слова «вор» и «бандит» - четко выписано в Криминальном кодексе), ни за то же воровство. А если человек вор (а я так понимаю, что именно это имелось в виду, когда обещали «бандитам тюрьмы»), то это следует еще доказать, а потом этого человека наказать по закону.
- Валерий Александрович, скажите, какие вопросы обсуждались на Конгрессе в Киеве, и какие документы на нем были приняты?
Была провозглашена Декларация, согласно которой Конгресс рекомендовал: изменить международные институции, чтобы они играли более эффективную роль и активно сотрудничали для устранения новейших глобальных проблем; утвердить принципы ООН во всем мире, особенно при регулировании международных конфликтов, защите прав человека и установлении верховенства права; достичь целей, поставленных «Меморандумом тысячелетия» ООН; имплементировать норму ООН, принятую на Всемирном саммите ООН в 2005 г. - «Ответственность за защиту»; превратить Международный Арбитраж в эффективный инструмент установления ответственности и прекращения беззакония и безнаказанности; внедрить соблюдение прав человека во всем мире; обеспечить права беженцев и мигрантов путем разделения между государствами общей ответственности в этой отрасли, для чего необходимо принять нормы «Разделения трудностей». Также было принято шесть Резолюций: о развитии и реформах судопроизводства; о последствиях глобального изменения климата, о международном терроризме и правах человека и о защите интеллектуальной собственности и обеспечении ее имплементации, о защите прав будущих поколений и о развитии и реформах судопроизводства
- Как Вы думаете, будет ли ВАЮ реализовывать в Украине какие-либо программы, направленные на укрепление верховенства права в стране?
Безусловно. После проведенного конгресса мы всегда даем рекомендации правительству относительно того, что следовало бы в стране сделать для укрепления верховенства права. И сегодня такие рекомендации готовятся, а потом будем наблюдать, будут ли политики их соблюдать. Руководство страны, конечно, не обязано их внедрять,но если бы власть к ним прислушалась, то правовая ситуация в стране существенно бы улучшилась.
Интервью вела Оксана КОТОМКИНА
Також з цієї категорії...
Як політики маніпулюють свідомістю українців
2 июн. 2009 г.
Осіб, які перешкоджають журналістській діяльності,...
13 июн. 2015 г.
Сирийские беженцы добежали до украинской...
13 сент. 2015 г.
Набираючі популярність...
Життя українців для Зеленського не...
24 нояб. 2024 г.
Корупція, кремль, безкарність або Чому...
18 дек. 2024 г.
Байден врятував життя тридцяти сімох...
24 дек. 2024 г.
Останні новини
24.12.2024 08:36
1630 москалів подохло минулої доби в українській землі23.12.2024 08:49
1990 кацапів подохло минулої доби на українській земліПолковник ЗСУ у запасі та військовий експерт Роман Світан у воєнному зведенні на 24 грудня обговорив наступні теми:
Коментарі