Украинскому обществу нужна моральная сказка - мнение

Украинская действительность настолько мрачна, что людей уже ничего не интересует. Они сознательно не слушают политиков (понимая, что те врут), они не ищут защиты у правоохранительных органов (осознавая, что те – не защитят), они не ждут от жизни лучшего, понимая, что их будущее очень неприглядно. Но они не понимают одного: то, что происходит с ними сегодня, это не что-то, появившееся невесть откуда. Реалии современности – это, прежде всего, отражение внутренней болезни общества, одним из симптомом которой является и отсутствие элементарной нравственности и морали. И если само общество не очнется и не станет предъявлять к себе самому более высокие стандарты нравственных норм, оно так и будет прозябать в полуразрушенном состоянии. Ведь именно от того, какие требования морали мы выдвигаем к себе и своим детям, говорит о том, каким государство будет в будущем. И если мы сами потворствуем своему моральному разложению, то не удивительно, что молодое поколение становиться циничней, наглей и уже не признает определенных моральных качеств, считая их излишними. Так что наше будущее зависит именно от нас. Мы сами должны способствовать обучению, воспитанию, трансформации сознания и созданию новых идеальных моделей общения. Об этом говорят и ученые. Свою точку зрения по этому вопросу «Конфликтам и законам» рассказал академик Украинской Академии наук Юрий Сенюк.
 
- В одном из своих выступлений Вы говорили, что нация создает государство, а не наоборот. Почему Вы так думаете, и можно ли в таком случае считать американцев исключением?
 
- Речь шла о естественном генезисе («псевдогенетическая лестница»), наиболее типичном для европейцев и хорошо «проявленном» в рамках «континентальной» модели «нации – государства». При этом понятие «нации» у европейских государств, в первую очередь исторически, носит больше внутреннюю, идейно–религиозную определённость, а этно-, социо-, культурную и территориальную – во вторую. Отсюда и принципиальное сходство «духа» европейских государств, основанных на национальном согласии, даже при различиях их государственно–политических форм.
 
Иной возможный подход более акцентирует внимание на внешнем - на территориальном и социально–экономическом аспектах, «склеивая», тем не менее, государственно–территориальную целостность из внутренне (этно–психодинамически) связанных и территориально объединённых по признаку этнокультурной «близости» групп (территориальных общин). Разница между двумя подходами хорошо отражена у Шпенглера («Закат Европы»).
 
Пример США и Канады ближе ко второму случаю (с поправкой на синтетический «эмигрантский» характер формирования общества на полиэтнической и поликультурной основе). В этом случае «нация» трактуется в политическом смысле, и, соответственно, способ её соединения – политико-гражданский. Отсюда и разный смысл, вкладываемый в базисные понятия не только нации, но и морали, свободы и т. п.
 
В целом, с точки зрения процесса учреждения, поддержки и «насыщения жизненной энергией» созданного государства, США вряд ли являются исключением. Скорее, подтверждением: живое создаёт неживое, а не наоборот. Правда, с учётом присущей миру дуальности внешнего и внутреннего.
 
Кроме того, и сам механизм соединения наций в рамках ООН фактически подтверждает именно такой приоритет: нация, – первична, государство – вторично. Однако и то и другое подчиняется законам развития (генезиса), плюс искусственное стимулирование (не всегда «доброе», нередко – манипулируемое при помощи «концептуальной власти»).
 
- Насколько важно для Украины, как государства, создание «сказки» и может ли она (сказка) перерасти в идеологию?
 
- Вопрос создания «сказки о будущем» равен «видению» в будущем нового развития Украины. Поэтому вопрос важности такой сказки равнозначен важности развития для Украины.
 
Сказка – это иррациональный «образ будущего». Как образ, она не перерастает, а служит «предтечей», предвосхищением идеи. Идея – это уже рациональная конструкция («онтологема») будущего. Идея должна соответствовать сказке. Тогда она – «своя» и даст «всходы». Поэтому сказка создаёт креативную среду и формирует запрос на идеологию, предвосхищая её. Сказка предшествует национально–культурной или цивилизационно–культурной идеологии.
 
- Кто должен ее творить, и может ли ее внедрение в сознание украинцев привести к катарсису общества в целом?
 
- Творить её должен тот, кто находится в соответствующем «креативном» состоянии. Путь – хорошо описан у Гегеля. Катарсис – это кризис и психологическое проявление «первого отрицания», как отрицания старого, рождённого в процессе «умудряющего страдания». «Первое отрицание» - необходимое, но недостаточное условие перехода в более чистое и высокое состояние, в котором только и возможно «генерировать» творящее новую реальность видение будущего. Это «видение будущего» есть «второе отрицание», как условие достаточности. «Первое отрицание» приводит к отчуждению от старого («отлепиться от старого»), «второе отрицание», - означает «прилепиться к будущему» (к новому). Критическая масса «людей будущего» является необходимым условием для катарсиса общества и его последующей позитивной трансформации.
 
- Что такое абсолютное добро и абсолютное зло и как не навредить обществу своими действиями, чтобы не уйти в сторону абсолютного зла?
 
- Абсолютное добро и зло – это что-то типа «севера» и «юга» в абсолютной моральной системе координат. Здесь абсолютность имеет смысл ориентации на «вечное» (вневременное), а не на временное («историческое»), и, тем более, не на сиюминутное («здесь и сейчас»). Таким образом, такая система координат выполняет ориентирующую функцию на жизненном пути как человека, так и общества. Чтобы не навредить обществу, нужна «моральная навигация». В её формировании – насущная потребность украинского общества и надежда, что инициация проектов, подобно нашему, проложит ей дорогу.
 
- То, что сегодня происходит в обществе, – это последствия определенных обстоятельств, которые оно переживало. Что бы вы могли сказать по этому поводу?
 
- То, что происходит в обществе – это развитие болезни. Что можно сказать по этому поводу?
Нужно поставить диагноз этой болезни;
 
«Реконструировать» её причины, этапы, объяснить текущее состояние, спрогнозировать будущее развитие;
 
Выработать стратегию исцеления. Если болезнь типична, – можно использовать типовые стратегии. В случае специфичности – созвать компетентный консилиум для выработки такой стратегии.
 
Проблема Украины требует такого диагностирования с отделением общего от специфичного. На мой взгляд, общего в модели украинской болезни намного больше, чем специфического. При этом болезнь на фоне хронически ослабленного организма носит инфекционный характер, а сам «пациент» не является союзником Целителя. Он, скорее, помогает болезни. В этом, - проблема: в принципе, - решаемая.
 
- Морально и аморально – это позиции социума. И у каждой социальной группы они варьируются. Как украинской нации выработать для себя понятия «моральности» и «аморальности»?
 
- Морально и аморально – это не позиции, а состояния ориентированности или дезориентированности в абсолютном (пространстве истины) или относительном (общего или группового (социального) блага) пространстве.
 
Состояния надо «видеть» и различать. Если совесть отвечает за такое различение на персональном уровне, то в случае социума, как абстрактного («невидимого») объекта, необходим стратегический анализ (диагностика) его состояния «общественной души» в моральном пространстве. Таких «диагностов» надо предварительно отбирать и готовить по специальной методолгии. В целом процесс известен – с одной стороны, это обучение, воспитание, трансформация сознания, создание новых идеальных моделей, «посев» и «выращивание» практических образцов, а с другой, - это ускоренное «проживание» новой жизни в модельном организационно–деятельностном пространстве.
 
Для этого целесообразно иметь специальные центры («роддомы нового»). Затем новое «тиражировать» и тренировать по предварительно созданным социальным сетям.
 

Следующая статья »



Коментарі

Коментарі відсутні. Можливо, ваш буде першим?

Додати коментар

Новости от Киноафиша.юа
Загрузка...
Загрузка...

Полковник ЗСУ у запасі та військовий експерт Роман Світан у новому воєнному зведенні на 20 листопада обговорив наступні актуальні теми:

детальніше
Конфлікти і закони © 2008-2024.

Електронна версія всеукраїнського юридичного журналу «Конфлікти і закони». Свідоцтво про держреєстрацію: КВ № 13326-2210Р від 19.11.2007 р. Повний або частковий передрук матеріалів сайту дозволяється лише після письмової згоди редакції. Увага! Починаючи з 21.11.2013 року (дня провалу євроінтеграції з ЄС), редакція журналу «Конфлікти і закони» (всупереч правилам правопису) залишає за собою право публікувати слова «партія регіонів» та «віктор федорович янукович» з малої літери. Також, починаючи з 29.06.2016 року, редакція «КЗ» залишає за собою право назавжди публікувати на своїх сторінках з малої літери слова (і утворені від них абревіатури) та словосполучення «москва», «росія», «російська федерація», «володимир путін», а разом з ними і скорочення «роскомнадзор» (як і всі інші держустанови росії), порушивши таким чином встановлені правила правопису незалежно від мов, на яких ці слова та назви публікуються. Це наша зброя в інформаційній війні з окупантом.