Экономический кризис: приметы и характеристики

Глобальный экономический кризис повлиял на многие сферы жизни человечества, причем некоторые изменения оказались достаточно неожиданными.

Система помощи

Исследование корпорации RAND показало, что негативное воздействие нынешнего кризиса ощутили 80% американских домохозяйств (семья или группа людей, живущих вместе и имеющих общий бюджет). При этом американцы используют традиционную для всех обществ систему взаимопомощи. Примерно каждая третья семья выделяла значительные (свыше $500) суммы родственникам, попавшим в затруднительное финансовое положение, около 15% семей подобную помощь получали. Наиболее щедро делятся деньгами представители "среднего класса", в свою очередь, помощь чаще всего получают наиболее малообеспеченные жители США. В подавляющем большинстве случаев родители оказывают помощь детям, а не наоборот.

Потребители

Консалтинговая фирма M&CSaatchiпровела исследование в четырех странах (США, Великобритания, Австралия и Новая Зеландия), в рамках которого изучалось состояние потребителей в условиях экономического спада. Как оказалось, в период рецессии всех людей, делающих покупки, можно разделить на восемь категорий.

Наиболее многочисленны "оправдатели", составляющие примерно четверть от общего числа. В большинстве своем, это высокообразованные и хорошо зарабатывающие люди. Они любят делать покупки тогда, когда на рынок выходит новая модель товара, проводится распродажа для узкого круга клиентов или впридачу к покупке покупатель получает какой-либо приз от продавца. "Оправдатели" покупают даже тогда, когда их средства ограничены. Они оправдывают себя тем, что грешно упускать такую выгодную сделку. При этом "оправдатели" убеждены, что в условиях кризиса серьезно пересмотрели свои привычки.

Приблизительно каждый пятый потребитель - "экономист". "Экономисты" не перестали тратить деньги, но предпочитают приобретать более дешевые товары, посещать менее пафосные рестораны, отдыхать на более скромных курортах и пр.

"Сокрушенные пессимисты", составляющие около 15% потребителей, кардинально сократили свои расходы, они экономят каждую копейку, аккуратно посещают распродажи, коллекционируют купоны и пр.

Примерно каждый десятый взрослый относится к категории "баловников". Эти люди вынуждены ограничивать себя во многом, однако они не могут удержаться от искушения и побаловать себя при случае. Они, к примеру, при скудости финансов способны купить себе в подарок бутылку дорогого вина или ценную косметику, поскольку их настроение зависит от подобных мелких подарков самим себе.

Около 10% американцев, британцев, австралийцев и новозеландцев возможно отнести к категории "страусов". Эти люди вообще не обращают внимания на кризис и тратят деньги так же, как раньше. Единственно, они стали реже рисковать и с неохотой вкладывают средства, например, в ценные бумаги.

"Абстинентов" насчитывается порядка 8-9%. Эти люди отказались от крупных покупок, но продолжают делать мелкие в прежнем темпе. Как правило, в эту категорию входят рабочие и служащие с небольшими доходами.

"Обменщики" составляют 5-7% населения этих четырех стран. Эти люди обменивают, к примеру, покупку нового костюма на ужин в ресторане и наоборот. В большинстве своем, это одинокие молодые люди, не имеющие постоянного дохода.

Самая малочисленная группа потребителей - 3-5% - называется "стервятниками". Они с увлечением наживаются на экономических трудностях, успешно выбивают для себя дополнительные льготы и скидки, делают покупки ни нижней границе цены. В большинстве своем, "стервятники" - люди с высокими доходами.

Еда

Исследование, проведенное Университетом Мэриленда\UniversityofMarylandпозволило обнаружить любопытную закономерность: в период кризиса люди предпочитают есть "нездоровую", но приятную для них еду. То есть, условно говоря, салату из капусты они предпочитают булочку. Этому, по мнению психологов, есть две причины. Во-первых, "вредная" еда дешевле, во-вторых, она "комфортней". Дело в том, что в трудные времена человек склонен искать комфорт. Пресловутая булочка и олицетворяет комфортность.

Статус

Иная кризисная закономерность была обнаружена специалистами из бизнес-школы Келлог\ KelloggSchoolofManagement. Как оказалось, в периоды трудностей покупатели предпочитают тратить большие - часто несоразмерные с их финансовыми возможностями - суммы денег на покупку "статусных" предметов. "Статусными" могут быть автомобили, часы, галстуки, костюмы и пр. вещи, которые в глазах потребителя ассоциируются с материальным благосостоянием и весом в обществе. Зачастую, чем хуже ситуация для потребителя (например, чем выше риск утраты работы), тем больше шансов на то, что он купит дорогую "статусную" вещь.

Избиение младенцев

Исследование Калифорнийского Университета\UniversityofCalifornia показало, что в трудные времена на свет появляется намного меньше мальчиков. Этот вывод пока не был подтвержден иными исследованиями и основан на исторической статистике: анализировались данные по Швеции в период с 1751-го по 1912 год и США, в период с 1930 по 1970 годы.

Авторы гипотезы предложили два объяснения этому феномену. Первое гласит, что подобным образом женский организм, находящийся под воздействием мощного стресса, отторгает более "слабые" (мужские) эмбрионы; второе, что отсеиваются более больные эмбрионы, большинство которых опять-таки составляют мужские. Любопытно также, что представители сильного пола, родившиеся в трудные времена, как правило, обладают лучшим здоровьем и живут дольше, чем мужчины, появившиеся на свет в более благополучные эпохи.

Женское лицо

В 1980 году американский криминолог Джейн Чэпмен\JaneChapman опубликовала книгу "Экономические Реалии и Женщины-Преступницы"\EconomicRealitiesandtheFemaleOffender, в которой она доказывала, что во времена экономических кризисов представительницы прекрасного пола чаще совершают преступления. Впоследствии эта теория была многократно подтверждена и объяснена. В частности, считается, что женщины больше, чем мужчины страдают от безработицы и быстрее оказываются без средств к существованию; кроме того, женщины более подвержены воздействию стресса.

Суеверия

Американская Ассоциация Независимых Гадателей\AssociationofIndependentReaders & Rootworkers отмечает, что во времена кризисов популярность их услуг заметно возрастает. Кроме того, существенно увеличиваются продажи различных талисманов.

В свою очередь, совместное исследование психологов Университета Техаса в Остине\UniversityofTexas, Austin и Северо-Западного Университета\ NorthwesternUniversityпоказало, что популярность различного рода суеверий в период экономического спада достигает невиданных масштабов. Причем, наиболее подвержены суевериям вполне здравые и серьезные люди, работающие в системе финансов. Авторам этого исследования удалось документально подтвердить, что, например, китайские трейдеры и инвесторы предпочитают покупать ценные бумаги, ассоциируемые с цифрой 8 - по китайским представлениям, несущей богатство.

Сила подражания

Исследование Университета Северной Каролины\UniversityofNorthCarolina подтвердило старую истину о том, что люди склонны обезьянничать. В результате серии психологических экспериментов было установлено, что если в небольшом коллективе появляется человек с симптомами гриппа (по сценарию, это был совершенно здоровый актер), то в скором времени большинство здоровых людей, находящихся в этом коллективе, начинали жаловаться на головную боль, насморк, лихорадку и пр.

Позднее эксперимент был расширен: в реальный коллектив небольшой фирмы внедрялся пессимист, который оценивал макроэкономическую ситуацию исключительно в негативном ключе. В результате, у сотрудников компании резко снижалась производительность труда, они допускали больше ошибок, в офисе заметно вырастало количество конфликтов. Появление на работе закоренелого оптимиста (также "подсадной утки") приводило к прямо противоположным результатам - коллектив работал дружно и с огоньком.

Авторы исследования пришли к выводу, что менеджерам и предпринимателям, вероятно, следует ограждать сотрудников от негативных новостей, о которых предпочитают рассказывать СМИ в периоды экономических пертурбаций.

Удар по пенсионерам

Ассоциация Американских Пенсионеров\AARP опубликовала результаты опроса своих членов. Как оказалось, примерно четверть возрастных жителей США, которые на момент начала кризиса обладали счетами в негосударственных пенсионных фондах, сделали все, чтобы получить эти деньги немедленно. Треть пожилых американцев перестали вкладывать свободные средства в фондовый рынок.

Дефицит честности

Консалтинговая компания Vangent, пришла к выводу, что любой экономический кризис сопровождается тем, что наемные работники начинают действовать более контрпродуктивно и неэтично. Это приводит к увеличению краж с рабочих мест, продаже корпоративных секретов конкурентам, саботированию работы и пр.

Ростки нового

Исследование Фонда Кауффмана\KauffmanFoundation показало, что именно в эпохи кризисов, рецессий и застоев были образованы большинство крупнейших компаний США. Среди них, например, числятся Microsoft, Disney, McDonald's, Johnson & Johnson, 3M, Adobe, Apple, CNN, Chevron, ExxonMobil, Gallup, GeneralElectric, Hyatt, IBM, Kraft, Merck и т.д.

Рост щедрости

Общественная организация FoundationCenter проанализировала: каким образом рецессии в экономике США отражаются на бюджетах неправительственных некоммерческих организаций (НПО или НКО). В рамках исследования анализировались данные с 1975 года (именно тогда FoundationCenter начал накапливать подобную информацию). Как оказалось, в периоды рецессий объемы пожертвований не только не сокращались, но даже несколько увеличивались. Однако после того, как экономика США выходила из кризиса, объемы пожертвований падали (это особенно заметно в первый посткризисный год).

По материалам Washington ProFile



Коментарі

Коментарі відсутні. Можливо, ваш буде першим?

Додати коментар

Новости от Киноафиша.юа
Загрузка...
Загрузка...

Останні новини

Полковник ЗСУ у запасі та військовий експерт Роман Світан у воєнному зведенні на 24 грудня обговорив наступні теми:

детальніше

Опитування

Чи підтримуєте Ви мир з рашистами на умовах здачі окупованих територій?

Конфлікти і закони © 2008-2024.

Електронна версія всеукраїнського юридичного журналу «Конфлікти і закони». Свідоцтво про держреєстрацію: КВ № 13326-2210Р від 19.11.2007 р. Повний або частковий передрук матеріалів сайту дозволяється лише після письмової згоди редакції. Увага! Починаючи з 21.11.2013 року (дня провалу євроінтеграції з ЄС), редакція журналу «Конфлікти і закони» (всупереч правилам правопису) залишає за собою право публікувати слова «партія регіонів» та «віктор федорович янукович» з малої літери. Також, починаючи з 29.06.2016 року, редакція «КЗ» залишає за собою право назавжди публікувати на своїх сторінках з малої літери слова (і утворені від них абревіатури) та словосполучення «москва», «росія», «російська федерація», «володимир путін», а разом з ними і скорочення «роскомнадзор» (як і всі інші держустанови росії), порушивши таким чином встановлені правила правопису незалежно від мов, на яких ці слова та назви публікуються. Це наша зброя в інформаційній війні з окупантом.