Турагенты и туроператоры: поиск взаимопонимания
- Подробиці
- Опубліковано 05.09.2009 11:01
-
Автор: Конфлікти і закони
- Переглядів: 6235
Фото "Конфликты и законы" Выступление Юрия Михальского (по средине), представителя профсоюза юристов Украины |
В период кризиса всем живется нелегко. И, естественно, каждый, кто занимается бизнесом, старается минимизировать свои расходы, а иногда и изменить форму сотрудничества с партнерами, дабы перестраховать себя и дождаться конца кризисного периода. Да вот вопрос: насколько оправданными могут быть подобные действия и не вызовет ли такое поведение недовольство партнеров, которым в наше время тоже живется не сладко?
В принципе, любые партнерские отношения и называются таковыми, что взаимовыгодны для тех, кто их поддерживает. Если же одна из сторон, без предупреждения, начитает ущемлять тех, с кем раньше сотрудничала, то такие взаимоотношения уже нельзя назвать партнерскими. В таком случае те, кто страдает от недружественных шагов своих партнеров, вынуждены как-то их регулировать, и наилучшим выходом из подобной ситуации является четкое выписывание всех условий сотрудничества в договорах, которые не могут быть изменены в одностороннем порядке.
К такому же выводу пришли и турагенты Украины, которые вынуждены были объединиться и даже организовать круглый стол с участием туроператоров, дабы пообщаться сними и выяснить, почему они пошли на изменение условий сотрудничества.
В принципе, сидящие в зале турагенты довольно бурно обсуждали изменения, которые им, в одностороннем порядке, выставили туроператоры. Многие из них даже высказывали мнение, что туроператоры, как монополисты, просто сговорились, поскольку они все, практически в одно время, пошли на внезапное понижение комиссии, а также изменение договорных условий в одностороннем порядке.
Естественно, что такое поведение монополистов (а представители туроператоров, которые все же пришли на этот круглый стол, по началу так себя и вели даже во время диалога) было воспринято опытными агентствами с удивлением и возмущением.
Именно такие действия этих монопольных структур и вынудили туристические агентства к объединению, поскольку все турагенты в одночасье осознали, что монополисты туристической отрасли решили диктовать им свои условия, на которых они и вынуждены будут работать.
К слову, следует добавить, что сразу после изменений условий сотрудничества, представители туристических операторов не хотели и слушать претензии от туристических агентств. Более того, некоторые из них даже не желали идти на контакт. Однако со временем, осознав, что турагенты объединились и теперь совместно хотят отстаивать свои права, они вынуждены были соглашаться на диалог. Правда, на круглый стол «Регулирование отношений в туристической отрасли» явились представители не всех туристических операторов. Наиболее храбрыми оказались представители ООО "Пегас Туристик",ООО "Кария Тур Юкрейн",: ООО "Анекс Тур" и ООО "Туртес Тревел". Остальные решили, что могут это мероприятие проигнорировать, хотя (и теперь этого уже не изменишь) и они со временем будут вынуждены прислушиваться к мнению туристических агентств, ведь в своем большинстве именно турагенты являются основными реализаторами их туров, а значит, они также имеют право на честные открытые и партнерские отношения, которые будут выгодны для обеих сторон, заключающих договор.
Фото "Конфликты и законы"
Обсуждение правовых проблем турагенств в разгаре
Дебаты во время диалога получились довольно интересными. Поначалу представители туроператоров не очень хотели вступать в дискуссию, но в процессе разговора все же вынуждены били объясняться и вступать в обсуждение.
Конечно же, как монополисты туристической отрасли, они не соглашались с тем, что отказ от исполнения ранее существовавших договорных отношений с туристическими агентствами является неправомочным. Но после выступления правозащитника (представителя профсоюза Юристов Украины) были вынуждены прислушаться к тому, что им советовали.
Сначала слово взял Юрий Михальский, представитель профсоюза юристов Украины, который недвусмысленно дал понять, что и турагенты и туроператоры прекрасно должны понимать меру ответственности и друг перед другом, и перед туристами – конечными потребителями туристического продукта.
По взглядам представителей туроператоров можно было понять, что присутствие на круглом столе заслуженного юриста Украины означает, что объединившиеся турагенты подготовились к этой встрече обстоятельно, и было заметно, что после того, как Нина Козенко, директор консалтинговой компании «Блакитна хвиля» огласила его докладчиком, их лица стали значительно серьезней.
Фото "Конфликты и законы"
Туроператоры, принявшие участие в правовом диалоге
Ну, а после выступления Екатерины Ковалевской, почетного члена Союза юристов Украины, адвоката Киевской городской муниципальной коллегии адвокатов, общение во время круглого стола действительно уже стало походить на диалог. По крайней мере, в дальнейших своих спитчах представители туроператоров уже не были так безапелляционны в высказываниях, хотя поначалу и Башаран Рейхан бей, директор по развитию и маркетингу ООО "Пегас Туристик" и Оуз Эргюль, член правления ООО "Кария Тур Юкрейн", да и Гюндогду Мехмет, генеральный директор ООО "Анекс Тур", неоднократно акцентировали внимание присутствующих на том, что они являются производителями туристического продукта, и как бы негласно давали понять туроператорам, что, дескать, кто платит, тот и музыку заказывает.
Хотя, по истечению короткого времени, они по неволе стали прислушиваться к советам юриста, который, кстати, сразу же отметил, что уровень договорных отношений между турагентами, туроператорами, туристами и авиаперевозчиками заслуживает более пристального внимания, поскольку на сегодняшний день (с позиции права) они не очень хорошо урегулированы.
Конечно, сегодня существуют и «Закон о туризме», и Хозяйственный кодекс, и «Закон о защите прав потребителей», которые призваны регулировать взаимоотношения между турагентами, туроператорами и туристами. Однако эти законопроекты все же в полной мере не охватывают весь аспект урегулирования периодически возникающих конфликтных ситуаций, а значит, в этом направлении юристам есть над чем работать.
Об этом сказала и правозащитник Киевской городской муниципальной коллегии адвокатов, которая, кстати, заметила, что во многих государствах урегулирование взаимоотношений в туристической отрасли происходит путем подписания типовых договоров, которые и используются всеми участниками туристического сегмента рынка. С ее слов, в будущем и для украинской туристической отрасли такие договора станут неотъемлемой частью взаимоотношений между туроператорами, турагентами и туристами, поскольку именно в подобном документе уже возможно прописать условия договора, от которых в дальнейшем уже не отвертишься. Именно существование подобного документа закрепляет как ответственность сторон, так и ответственность перед конечным потребителем услуги, а значит, туристической отрасли Украины уже сегодня следует задуматься над разработкой подобного документа и сделать все возможное, для предоставления ему статуса нормативно-правовой базы.
В своем выступлении она коснулась и существующих на сегодняшний день договоренностей между туроператорами и турагентами. Екатерина Ковалевская подчеркнула, что любые изменения, которые туроператоры хотели бы внести во взаимоотношения с туристическими агентствами, должны происходить по взаимному согласию (а не в одностороннем порядке) и обязательно закрепляться договором с указанными реквизитами, подписями обеих сторон и печатями. А вот вывешивание изменения договорных отношений на сайтах – это противозаконно. Тем более, если изменения касаются регулирования вопроса агентского вознаграждения и изменений объемов ответственности. «Поэтому, если туроператор хочет внести какие-либо изменения во взаимоотношения с турагентами, то обязан новые правила сотрудничества изложить в договоре и скрепить его подписью и печатью. Если же это электронный документ, то он должен содержать электронную подпись. Иначе все изменения нельзя назвать законными. Также, прописывая ответственности сторон, нельзя забывать о том, что в законодательстве есть исключительные права или обязанности для сторон, которые они не могут регулировать в добровольном порядке. Если законом предусмотрено, что туристический оператор или авиакомпания должны нести за определенное действие или бездействие ответственность, то туроператор, включая в новый договор пункт о том, что эти обязательства он перекладывает на турагентов – нарушает украинское законодательство. Что же касается оплаты за выполненную работу, то туроператор не может вместо агентского вознаграждения предлагать скидки, поскольку они не могут служить системой оплаты» - заметила она.
Конечно, говорить о том, что проведение подобного круглого стола послужило урегулированию отношений в туристической отрасли – рано. Но начало положено, поскольку и власть, и туристические операторы уже осознали, что туристические агентства объединились и теперь, сообща, могут решать возникающие проблемы, и даже отстаивать свои интересы. А это уже не мало.
Оксана КОТОМКИНА
Також з цієї категорії...
Для чиновника Держспоживстандарту рішення суду...
17 апр. 2012 г.
LEGALWEEKLY Bowling Cup: заряд позитиву...
3 июн. 2012 г.
Спілка журналістів і медіа-профспілка кличуть...
25 дек. 2013 г.
Набираючі популярність...
Українські біженці приєдналися до Святвечора...
24 дек. 2024 г.
«Ми не продаємося»: влада Гренландії...
24 дек. 2024 г.
Оперативна інформація станом на 08.00...
25 дек. 2024 г.
Останні новини
25.12.2024 11:48
1600 кацапів подохло минулої доби на українській землі24.12.2024 08:36
1630 москалів подохло минулої доби в українській землі23.12.2024 08:49
1990 кацапів подохло минулої доби на українській земліПолковник ЗСУ у запасі та військовий експерт Роман Світан у воєнному зведенні на 24 грудня обговорив наступні теми:
Коментарі