Турагенты и туроператоры: поиск взаимопонимания
- Подробиці
- Опубліковано 05.09.2009 11:01
-
Автор: Конфлікти і закони
- Переглядів: 6216
Фото "Конфликты и законы" Выступление Юрия Михальского (по средине), представителя профсоюза юристов Украины |
В период кризиса всем живется нелегко. И, естественно, каждый, кто занимается бизнесом, старается минимизировать свои расходы, а иногда и изменить форму сотрудничества с партнерами, дабы перестраховать себя и дождаться конца кризисного периода. Да вот вопрос: насколько оправданными могут быть подобные действия и не вызовет ли такое поведение недовольство партнеров, которым в наше время тоже живется не сладко?
В принципе, любые партнерские отношения и называются таковыми, что взаимовыгодны для тех, кто их поддерживает. Если же одна из сторон, без предупреждения, начитает ущемлять тех, с кем раньше сотрудничала, то такие взаимоотношения уже нельзя назвать партнерскими. В таком случае те, кто страдает от недружественных шагов своих партнеров, вынуждены как-то их регулировать, и наилучшим выходом из подобной ситуации является четкое выписывание всех условий сотрудничества в договорах, которые не могут быть изменены в одностороннем порядке.
К такому же выводу пришли и турагенты Украины, которые вынуждены были объединиться и даже организовать круглый стол с участием туроператоров, дабы пообщаться сними и выяснить, почему они пошли на изменение условий сотрудничества.
В принципе, сидящие в зале турагенты довольно бурно обсуждали изменения, которые им, в одностороннем порядке, выставили туроператоры. Многие из них даже высказывали мнение, что туроператоры, как монополисты, просто сговорились, поскольку они все, практически в одно время, пошли на внезапное понижение комиссии, а также изменение договорных условий в одностороннем порядке.
Естественно, что такое поведение монополистов (а представители туроператоров, которые все же пришли на этот круглый стол, по началу так себя и вели даже во время диалога) было воспринято опытными агентствами с удивлением и возмущением.
Именно такие действия этих монопольных структур и вынудили туристические агентства к объединению, поскольку все турагенты в одночасье осознали, что монополисты туристической отрасли решили диктовать им свои условия, на которых они и вынуждены будут работать.
К слову, следует добавить, что сразу после изменений условий сотрудничества, представители туристических операторов не хотели и слушать претензии от туристических агентств. Более того, некоторые из них даже не желали идти на контакт. Однако со временем, осознав, что турагенты объединились и теперь совместно хотят отстаивать свои права, они вынуждены были соглашаться на диалог. Правда, на круглый стол «Регулирование отношений в туристической отрасли» явились представители не всех туристических операторов. Наиболее храбрыми оказались представители ООО "Пегас Туристик",ООО "Кария Тур Юкрейн",: ООО "Анекс Тур" и ООО "Туртес Тревел". Остальные решили, что могут это мероприятие проигнорировать, хотя (и теперь этого уже не изменишь) и они со временем будут вынуждены прислушиваться к мнению туристических агентств, ведь в своем большинстве именно турагенты являются основными реализаторами их туров, а значит, они также имеют право на честные открытые и партнерские отношения, которые будут выгодны для обеих сторон, заключающих договор.
Фото "Конфликты и законы"
Обсуждение правовых проблем турагенств в разгаре
Дебаты во время диалога получились довольно интересными. Поначалу представители туроператоров не очень хотели вступать в дискуссию, но в процессе разговора все же вынуждены били объясняться и вступать в обсуждение.
Конечно же, как монополисты туристической отрасли, они не соглашались с тем, что отказ от исполнения ранее существовавших договорных отношений с туристическими агентствами является неправомочным. Но после выступления правозащитника (представителя профсоюза Юристов Украины) были вынуждены прислушаться к тому, что им советовали.
Сначала слово взял Юрий Михальский, представитель профсоюза юристов Украины, который недвусмысленно дал понять, что и турагенты и туроператоры прекрасно должны понимать меру ответственности и друг перед другом, и перед туристами – конечными потребителями туристического продукта.
По взглядам представителей туроператоров можно было понять, что присутствие на круглом столе заслуженного юриста Украины означает, что объединившиеся турагенты подготовились к этой встрече обстоятельно, и было заметно, что после того, как Нина Козенко, директор консалтинговой компании «Блакитна хвиля» огласила его докладчиком, их лица стали значительно серьезней.
Фото "Конфликты и законы"
Туроператоры, принявшие участие в правовом диалоге
Ну, а после выступления Екатерины Ковалевской, почетного члена Союза юристов Украины, адвоката Киевской городской муниципальной коллегии адвокатов, общение во время круглого стола действительно уже стало походить на диалог. По крайней мере, в дальнейших своих спитчах представители туроператоров уже не были так безапелляционны в высказываниях, хотя поначалу и Башаран Рейхан бей, директор по развитию и маркетингу ООО "Пегас Туристик" и Оуз Эргюль, член правления ООО "Кария Тур Юкрейн", да и Гюндогду Мехмет, генеральный директор ООО "Анекс Тур", неоднократно акцентировали внимание присутствующих на том, что они являются производителями туристического продукта, и как бы негласно давали понять туроператорам, что, дескать, кто платит, тот и музыку заказывает.
Хотя, по истечению короткого времени, они по неволе стали прислушиваться к советам юриста, который, кстати, сразу же отметил, что уровень договорных отношений между турагентами, туроператорами, туристами и авиаперевозчиками заслуживает более пристального внимания, поскольку на сегодняшний день (с позиции права) они не очень хорошо урегулированы.
Конечно, сегодня существуют и «Закон о туризме», и Хозяйственный кодекс, и «Закон о защите прав потребителей», которые призваны регулировать взаимоотношения между турагентами, туроператорами и туристами. Однако эти законопроекты все же в полной мере не охватывают весь аспект урегулирования периодически возникающих конфликтных ситуаций, а значит, в этом направлении юристам есть над чем работать.
Об этом сказала и правозащитник Киевской городской муниципальной коллегии адвокатов, которая, кстати, заметила, что во многих государствах урегулирование взаимоотношений в туристической отрасли происходит путем подписания типовых договоров, которые и используются всеми участниками туристического сегмента рынка. С ее слов, в будущем и для украинской туристической отрасли такие договора станут неотъемлемой частью взаимоотношений между туроператорами, турагентами и туристами, поскольку именно в подобном документе уже возможно прописать условия договора, от которых в дальнейшем уже не отвертишься. Именно существование подобного документа закрепляет как ответственность сторон, так и ответственность перед конечным потребителем услуги, а значит, туристической отрасли Украины уже сегодня следует задуматься над разработкой подобного документа и сделать все возможное, для предоставления ему статуса нормативно-правовой базы.
В своем выступлении она коснулась и существующих на сегодняшний день договоренностей между туроператорами и турагентами. Екатерина Ковалевская подчеркнула, что любые изменения, которые туроператоры хотели бы внести во взаимоотношения с туристическими агентствами, должны происходить по взаимному согласию (а не в одностороннем порядке) и обязательно закрепляться договором с указанными реквизитами, подписями обеих сторон и печатями. А вот вывешивание изменения договорных отношений на сайтах – это противозаконно. Тем более, если изменения касаются регулирования вопроса агентского вознаграждения и изменений объемов ответственности. «Поэтому, если туроператор хочет внести какие-либо изменения во взаимоотношения с турагентами, то обязан новые правила сотрудничества изложить в договоре и скрепить его подписью и печатью. Если же это электронный документ, то он должен содержать электронную подпись. Иначе все изменения нельзя назвать законными. Также, прописывая ответственности сторон, нельзя забывать о том, что в законодательстве есть исключительные права или обязанности для сторон, которые они не могут регулировать в добровольном порядке. Если законом предусмотрено, что туристический оператор или авиакомпания должны нести за определенное действие или бездействие ответственность, то туроператор, включая в новый договор пункт о том, что эти обязательства он перекладывает на турагентов – нарушает украинское законодательство. Что же касается оплаты за выполненную работу, то туроператор не может вместо агентского вознаграждения предлагать скидки, поскольку они не могут служить системой оплаты» - заметила она.
Конечно, говорить о том, что проведение подобного круглого стола послужило урегулированию отношений в туристической отрасли – рано. Но начало положено, поскольку и власть, и туристические операторы уже осознали, что туристические агентства объединились и теперь, сообща, могут решать возникающие проблемы, и даже отстаивать свои интересы. А это уже не мало.
Оксана КОТОМКИНА
Також з цієї категорії...
Подельник Гиркина организовал письма, где...
20 февр. 2015 г.
Так звані прокурори «ЛНР» відмовилися...
24 авг. 2015 г.
Інспектора Київського СІЗО затримано при...
29 окт. 2015 г.
Набираючі популярність...
О культе личности Трампа и...
22 нояб. 2024 г.
«кремлю неможна довіряти» - головний...
23 нояб. 2024 г.
Життя українців для Зеленського не...
24 нояб. 2024 г.
Останні новини
24.11.2024 09:42
Життя українців для Зеленського не коштує ані копійки?23.11.2024 09:05
Учора силами ППО збито 64 ворожі БпЛА23.11.2024 08:56
1420 москалів подохло минулої доби на українській земліПолковник ЗСУ у запасі та військовий експерт Роман Світан у новому воєнному зведенні на 22 листопада обговорив наступні актуальні фронтові теми:
Коментарі