Президент Всемирной Асоциации Юристов В. Евдокимов: «Чиновника нужно лишить возможности решать чью-то судьбу»

NT size=2>Всемирная ассоциация юристов – структура, имеющая большой вес на мировой арене. Ее декларации и резолюции всегда направлены на улучшение прав граждан, независимо от того, в какой стране они проживают. Ассоциация объединяет юристов из 140 стран, ее штаб-квартира находится в Вашингтоне (США). Однако во главе этой структуры стоит наш соотечественник – президент Всемирной ассоциации юристов, сенатор-министр международного парламента Безопасности и мира, председатель Союза юристов Украины Валерий Евдокимов. Именно благодаря его стараниям весной этого года в Украине прошел очередной конгресс Всемирной ассоциации юристов, цель которого – содействие международной юридической общественности в обмене опытом и идеями утверждения верховенства права. Сегодня мы можем точно констатировать, что проведение в Киеве этого Конгресса свидетельствует не только о признании нашей страны как демократического и правового государства, но и позволило акцентировать внимание украинского общества на вопросах гарантий защиты и соблюдении прав человека. Однако «Конфликты и Законы» решили поинтересоваться у Валерия Александровича, как прошел Конгресс, какие документы были на нем приняты, и как президент ВАЮ оценивает правовую систему нашего государства в целом?

- Валерий Александрович, как Вы оцениваете проведенный в Киеве Конгресс Всемирной Ассоциации юристов?

- Впервые в истории Всемирной Ассоциации Юристов Конгресс был проведен именно на территории Украины. Он состоялся 23 марта этого года в Киеве.Предыдущий - проходил в Китае. И знаете, что интересно? Китайская сторона очень ответственно отнеслась к подготовке этого мероприятия. Было ясно, что им важен факт проведения Конгресса на территории их страны. Поэтому они и организовали его на очень высоком уровне. И я понимал, что Конгресс в Киеве должен быть организован не хуже, чем в Китае, хотя мы и не имели таких финансовых возможностей, как китайская сторона. Но, несмотря на кризис, мне удалось провести его на очень высоком уровне.

На Конгресс были приглашены как первые лица нашего государства, так и руководители всех правоохранительных и судебных органов Украины. К сожалению, ни Ющенко, ни Тимошенко, ни Литвин, не смогли посетить это мероприятие (они в этот день находились в зарубежных поездках), но мы получили от них приветствия и поздравления, которые я и министр Юстиции Украины зачитали на открытии Конгресса. Кстати, должен заметить, что гостей на Конгрессе было больше, чем мы ожидали. Зал зарезервировали на 500 человек, а пришло 750. И меня порадовало, что организованное нами мероприятие заинтересовало людей, поскольку те, кто занимается делом, очень заняты и не тратят свое время зря. А значит, Конгресс был нужным и интересным событием, которое многим не хотелось пропустить.

- А Вы можете оценить деятельность ассоциации в Украине?

- Пока что я не могу давать каких-либо оценок, поскольку результат оценивается по разным факторам. Но то, что на Конгрессе в Киеве присутствовало 48 представителей из разных стран мира, все же оказало определенное влияние на общество, поскольку украинцы смогли убедиться, что наша страна интересна мировой общественности. И хотя с правовыми принципами ситуация в Украине слегка хромает (поскольку сегодня в обществе идет борьба за выживание, причем не всегда правовыми, а иногда даже преступными методами), мир наблюдает за тем, как развивается наше государство. Правда, лично я мало верю, что ситуация в стране может улучшиться даже после выборов (независимо – президентских или парламентских), потому что на политическом олимпе сегодня нет такой личности, которая смогла бы реально изменить ситуацию.И хотя умных людей в стране много, к власти их никто не допустит. Да и некаждый сегодня хотел бы связываться с политикой, поскольку, и я в этом уверен, порядочные люди всегда исповедуют принцип Чацкого: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Я, например, в свое время занимал высокие должности, но всегда имел свою точку зрения, которую не боялся отстаивать ни перед кем, даже перед Леонидом Кучмой. И меня за эту позицию уважали.

- Как Вы считаете, насколько реально реализовать в Украине принципы ассоциации, и что следует предпринять, чтобы они не оставались просто задекларированными?

- Сегодня в Украине реализовывать принципы ассоциации очень сложно, поскольку, как я уже говорил, правовая система хромает. Но это можно изменить. И первый вопрос, который следовало бы решить – провести судебную реформу. Еще в 2001 году мы питались ее внедрить. Но, к сожалению, тогда нам не удалось запустить ее механизм. Почему это произошло, сказать сложно (можно перечислять много негативных факторов), но сегодня мы можем констатировать результат: люди не верят в правосудие. И это ужасно, поскольку одно дело, когда люди не верят власти, а другое – судьям. Ведь суды существуют для того, чтобы решать споры согласно закону. И во всем мире люди именно через судебную систему защищают свои права. И они уверены, что даже суд местной юрисдикции может доказать правоту закона. В Украине же люди годами пытаются доказывать свою правоту. И этот подход следует менять. Правосудие должно быть честным, а суды не должны растягиваться на десятилетия. Должна существовать схема, позволяющая человеку получить судебное решение в очень короткий срок. В принципе, процедура не должна проходить больше месяца, а она, к сожалению, может длиться очень долго. Конечно, это очень важно, какими полномочиями какой суд должен обладать. Но это – детали, в которых должны разбираться специалисты. Главная задача судебной реформы – упрощенная процедура судопроизводства.

- Вы думаете, что такую упрощенную схему реально запустить в Украине?

- Да, упрощенную процедуру внедрить возможно, но нужны законы, которые бы ее регламентировали. Правда, если придерживаться законодательства, то и существующие законы не так уж плохи. Но есть одна проблема - их никто не выполняет. Ведь если бы правосудие действительно хотело помочь людям, то уже бы нашли способ решать вопросы быстро. Но этого не происходит. Поэтому, с моей точки зрения, на законодательном уровне судьям нужно создать такие правила процедуры¸ чтобы они не могли их нарушить.

- Валерий Александрович, в нашей стране человеку трудно отстоять свои права. Скажите, пожалуйста, а Вам как главе Ассоциации и Союза юристов Украины не трудно сотрудничать с украинским правительством?

- Несмотря на то, что у меня очень хорошие отношения со всеми представителями сегодняшней власти, ни я, ни моя команда юристов им не нужны. Им нужны юристы, умеющие выполнять четко поставленные задачи. А учитывая несовершенство ряда украинских законов, можно выбирать такие пути решения задач, которые подходят именно в той или иной политической ситуации. И представители власти часто этим пользуются, а некоторые юристы им в этом помогают. Вот почему важно, чтобы закон имел прямое действие и выполнялся именно так, как он записан.

- Но часто политики не только не выполняют законы, они их иногда просто игнорируют. Приходилось ли Украинской ассоциации юристов реагировать на противоправные действия властьимущих?

- Членами ассоциации являются правоохранительные и судебные органы, которые не уполномочены делать каких-либо заявлений. Поэтому заявления чаще всего делаю я от имени исполкома или пленума. Раньше такие заявления звучали чаще, сейчас – реже. Но, тем не менее, мы стараемся реагировать на факты, нарушающие права человека. Так, в 2005 году мы вынуждены были отреагировать на принятый депутатами закон, который позволял задерживать человека на 30 суток без каких-либо оснований и санкции на арест. И тогда мы добились того, чтобы этот закон не приняли.

- Существование украинской политической элиты обеспечивается постоянным отмыванием денег из бюджета. А всеукраинская ассоциация юристов декларирует, что ведет борьбу с коррупцией и отмыванием грязных денег. Как ВАЮ реализовывает этот принцип в Украине?

- Коррупция процветает во всех странах. Где-то в большей степени, где-то – в меньшей. Но чтобы ее проявлений было как можно меньше, с ней должна бороться как законодательная, так и исполнительная власть. Вообще-то сделать это не сложно. Ведь истоки украинской коррупции находятся в существующей разрешительной системе. Коррупцией занимаются чиновники, которые либо разрешают человеку что-то, либо – нет. И чиновник чувствует свою власть над той личностью, которая вынуждена к нему обращаться за тем или иным разрешением. Чиновника нужно лишить возможности решать чью-то судьбу. Коррупция будет очень низкой, если гражданину не нужно идти к чиновнику на поклон, чтобы он давал свое добро на что-либо. Нужно, чтобы существовал закон: если предприниматель хочет работать – он должен купить лицензию и начинать свою деятельность. Если кому-то нужно купить землю – он должен обратиться в ипотечный центр, а в не представительства районной, городской или областной власти. И тогда ситуация в стране с коррупцией кардинально измениться.

Но для этого, опять же, следует принять определенные законы, а власть и депутаты должны быть заинтересованы в том, чтобы законодательство работало. Сегодня же ситуация такова: на словах депутаты ратуют за снижение коррупции, а на деле только раздувают штат чиновников. И примером тому может служить хотя бы такой факт: у каждого депутата существует тридцать помощников. Из них четыре – на постоянной основе. Два из них – работают на партию, но деньги получают в парламенте. Вот и умножьте 450 на 4. И все эти люди получают заработную плату. А зачем депутатам помощники, тогда как существуют определенные комитеты, в которых эти депутаты состоят? И если депутату нужна какая-либо помощь или информация, то его обслуживает секретариат этого комитета. При этом он пользуется услугами и секретариата фракции. А это деньги. И не малые. Именно нагромождение чиновничества и порождает коррупцию.

- Валерий Александрович, как Вы думаете, могут ли политические партии изменить правовую систему в Украине?

- К сожалению, в Украине ни одна политическая партия реально не заботиться о своем электорате. Все заявления политических лидеров – сплошной PR, который должен доказать людям, что только эта партия является представителем народа, а остальные способны только на обещания. Но парадокс в том, что они все только и делают¸ что обещают. А в обществе никаких изменений не происходит. Люди как бастовали, так и бастуют, только при этом еще нарушают законы и мешают другим гражданам нормально жить, поскольку перекрывают дороги, занимают тротуары и т.д. А некоторые политические силы это поощряют. Более того, сегодня говорят о том, чтобы разрешить гражданам приобретать огнестрельное оружие. А этого делать нельзя, поскольку ношение оружия – это очень высокая ответственность. Ведь чтобы взять в руки оружие, нужно уметь не только стрелять, но еще и думать, когда его применять. А в нашем государстве еще нет такого высокого общественного сознания. Поэтому лично я не верю ни одной из существующих политических сил, поскольку каждая из них уже была при власти. И ни одна не смогла дать обществу и государству спокойствие и навести элементарный порядок. Каждая из них только и делает, что сообщает людям причины своего бездействия. А они должны говорить не о том, что им помешало достичь хорошего результата, а о том, что они сделали для того, чтобы выполнить свои обещания. С моей, субъективной точки зрения, нашему государству не хватает сильной руки, хотя это - понятие абстрактное… В любом случае, Украине, где пренебрегают законами и не считаются с правами людей, нужна сильная личность, которая смогла бы заставить других уважать закон. А так выходит, что политики обвиняют друг друга то в бандитизме, то в воровстве, но при этом никто еще никого не притянул к ответственности ни за ложные обвинения (а что означают слова «вор» и «бандит» - четко выписано в Криминальном кодексе), ни за то же воровство. А если человек вор (а я так понимаю, что именно это имелось в виду, когда обещали «бандитам тюрьмы»), то это следует еще доказать, а потом этого человека наказать по закону.

- Валерий Александрович, скажите, какие вопросы обсуждались на Конгрессе в Киеве, и какие документы на нем были приняты?

Была провозглашена Декларация, согласно которой Конгресс рекомендовал: изменить международные институции, чтобы они играли более эффективную роль и активно сотрудничали для устранения новейших глобальных проблем; утвердить принципы ООН во всем мире, особенно при регулировании международных конфликтов, защите прав человека и установлении верховенства права; достичь целей, поставленных «Меморандумом тысячелетия» ООН; имплементировать норму ООН, принятую на Всемирном саммите ООН в 2005 г. - «Ответственность за защиту»; превратить Международный Арбитраж в эффективный инструмент установления ответственности и прекращения беззакония и безнаказанности; внедрить соблюдение прав человека во всем мире; обеспечить права беженцев и мигрантов путем разделения между государствами общей ответственности в этой отрасли, для чего необходимо принять нормы «Разделения трудностей». Также было принято шесть Резолюций: о развитии и реформах судопроизводства; о последствиях глобального изменения климата, о международном терроризме и правах человека и о защите интеллектуальной собственности и обеспечении ее имплементации, о защите прав будущих поколений и о развитии и реформах судопроизводства

- Как Вы думаете, будет ли ВАЮ реализовывать в Украине какие-либо программы, направленные на укрепление верховенства права в стране?

Безусловно. После проведенного конгресса мы всегда даем рекомендации правительству относительно того, что следовало бы в стране сделать для укрепления верховенства права. И сегодня такие рекомендации готовятся, а потом будем наблюдать, будут ли политики их соблюдать. Руководство страны, конечно, не обязано их внедрять,но если бы власть к ним прислушалась, то правовая ситуация в стране существенно бы улучшилась.

Интервью вела Оксана КОТОМКИНА

Следующая статья »



Коментарі

  +0 #1 Ігор Воскобойников 1 мая 2009 г., 20:11:27
Одне з найлегших говорити "взагалі", у той час як требе ДУЖЕ КОНКРЕТНО. То що конкретного пан Валерій зробив, починаючи з часу очолювання ним Вищої ради юстиції як першим Головою й досі, щоб встановити відповідальність бодай суддів по УСІЙ вертикалі, тобто починаючи з Верховного суду України та вищіх судів (не кажу про КСУ)? Я такого героїзму НЕ бачив, хоча у нього знань та інформації, фактів тощо про найбрутальніші порушення суддями ВСУ законів ЗАВЖДИ було у надлишку (як й у інших високоповажних юристів). Тож чи не краще трішки "приземлитися", ніж дорікати УСІМ Й УСЯ?

Додати коментар

Новости от Киноафиша.юа
Загрузка...
Загрузка...

Останні новини

Полковник ЗСУ у запасі та військовий експерт Роман Світан у новому воєнному зведенні на 4 листопада розповів про наступні актуальні ситуації на фронті:

детальніше

Опитування

Чи підтримуєте Ви ідею влади продавати українські безпілотники за кордон?

Конфлікти і закони © 2008-2024.

Електронна версія всеукраїнського юридичного журналу «Конфлікти і закони». Свідоцтво про держреєстрацію: КВ № 13326-2210Р від 19.11.2007 р. Повний або частковий передрук матеріалів сайту дозволяється лише після письмової згоди редакції. Увага! Починаючи з 21.11.2013 року (дня провалу євроінтеграції з ЄС), редакція журналу «Конфлікти і закони» (всупереч правилам правопису) залишає за собою право публікувати слова «партія регіонів» та «віктор федорович янукович» з малої літери. Також, починаючи з 29.06.2016 року, редакція «КЗ» залишає за собою право назавжди публікувати на своїх сторінках з малої літери слова (і утворені від них абревіатури) та словосполучення «москва», «росія», «російська федерація», «володимир путін», а разом з ними і скорочення «роскомнадзор» (як і всі інші держустанови росії), порушивши таким чином встановлені правила правопису незалежно від мов, на яких ці слова та назви публікуються. Це наша зброя в інформаційній війні з окупантом.