Коррупционные схемы на гособлигациях

nbu ovgz

 
Как оказалось, банки могут выдавать миллиардные кредиты абсолютно бесплатно и без залога. Вот только используются для этого коррупционные схемы и не «живые» деньги, а ОВГЗ, которые легко превращаются в «живые» деньги.


На фондовой бирже «Перспектива» процветает интересная схема заработка частных посредников на гособлигациях, которые принадлежат, в основном, госбанкам.

Схема выглядит следующим образом. Допустим, одни из госбанков, Ощадбанк, Укргазбанк или Укрэксимбанк, заключают на бирже «Перспектива» сделку по продаже ОВГЗ из своего портфеля на 100-300 млн грн другому банку или, например, фирме «Инвестиционный Капитал Украина» ICU, совладелицей которой раньше была глава НБУ Валерия Гонтарева.

Договор предусматривает отсрочку платежа на несколько месяцев. То есть, покупатель становится собственником госбумаг, не заплатив за них ничего. Когда же наступает срок платежа (спустя 2-5 месяцев), счастливый обладатель ОВГЗ отказывается платить по договору и по согласию сторон биржа аннулирует сделку. Бумаги возвращаются первоначальному продавцу. При этом посредник на несколько месяцев получает практически бесплатный кредит от крупного банка (как правило государственного) в виде ценных бумаг.

До момента аннуляции сделки посредник является полноправным собственником «шаровых» госбумаг и, при умении, легко зарабатывает на них. Например, получая под залог этих ЦБ кредиты в Нацбанке или по операциям РЕПО. Кроме того, нередко именно на период «временного» владения посредника бумагами по ним наступает срок выплаты по купону, что также приносит завидную прибыль.

По мнению некоторых участников рынка, подобные, явно убыточные для госбанков и других крупных банков сделки, можно объяснить желанием топ менеджеров этих учреждений заработать себе прибавку к зарплате в виде бонусов, которыми из прибыли, скорее всего, делится посредник. В таких случаях компания-прокладка, часть прибыли полученной за период владения бесплатными ОВГЗ, передает наличными топ-менеджерам. Как правило, это казначеи. Те в свою очередь делятся с председателем правления, без ведома которого сделка просто не состоялась бы.

Предправления «Ощадбанка» Андрей Пышный не отрицает участие вверенного ему учреждения в этих сомнительных операциях. Так же, как и предправления «Укргазбанка» Кирилл Шевченко и глава правления «Укрэксимбанка» Александр Гриценко, а также идеолог большинства схем на рынке ОВГЗ и управляющий директор компании «Инвестиционный Капитал Украина» (ICU) Константин Стеценко ICU. Очевидно, что в НБУ также прекрасно осведомлены об этой схеме, но закрывают на все глаза.

С приходом Гонтаревой в НБУ эта схема выросла в два раза. Общий объем аннулированных и не исполненных биржевых договоров с ОВГЗ на бирже «Перспектива» в 2013 году составил 1,8 млрд грн, в 2014 — 5,9 млрд грн, в первом полугодии 2015 года — 6 млрд грн...

Алексей Комаха, facebook.com



Коментарі

Коментарі відсутні. Можливо, ваш буде першим?

Додати коментар

Новости от Киноафиша.юа
Загрузка...
Загрузка...

Останні новини

Полковник ЗСУ у запасі та військовий експерт Роман Світан у новому воєнному зведенні на 20 листопада обговорив наступні актуальні теми:

детальніше
Конфлікти і закони © 2008-2024.

Електронна версія всеукраїнського юридичного журналу «Конфлікти і закони». Свідоцтво про держреєстрацію: КВ № 13326-2210Р від 19.11.2007 р. Повний або частковий передрук матеріалів сайту дозволяється лише після письмової згоди редакції. Увага! Починаючи з 21.11.2013 року (дня провалу євроінтеграції з ЄС), редакція журналу «Конфлікти і закони» (всупереч правилам правопису) залишає за собою право публікувати слова «партія регіонів» та «віктор федорович янукович» з малої літери. Також, починаючи з 29.06.2016 року, редакція «КЗ» залишає за собою право назавжди публікувати на своїх сторінках з малої літери слова (і утворені від них абревіатури) та словосполучення «москва», «росія», «російська федерація», «володимир путін», а разом з ними і скорочення «роскомнадзор» (як і всі інші держустанови росії), порушивши таким чином встановлені правила правопису незалежно від мов, на яких ці слова та назви публікуються. Це наша зброя в інформаційній війні з окупантом.