Олег Пинчук: Я первый, кто стал на защиту своего авторского права в Украине

oleg pinchuk

 

Понятие интеллектуальной собственности для большинства украинцев размыто. С одной стороны, людям не нравится, когда у них воруют их идеи, творческие начинания или даже авторство. С другой стороны, добиться того, чтобы твое творчество не копировали и не присваивали, в Украине практически невозможно. Хотя проблема воровства интеллектуального труда актуальна не только в нашей стране.

Так, например, недавно в Германии стартовала кампания деятелей науки и искусства в защиту прав интеллектуальной собственности. Немецкие знаменитости развернули масштабную кампанию по борьбе за свои авторские права. При этом они не ограничились простыми заявлениями в СМИ. Они, чтобы взбудоражить общество, начали проводить эпатажные акции, сниматься в скандальных фотосессиях, а также комментировать проблематику, совсем не стесняясь в выражениях. Более того, немцы заявили, что авторское право - это  "историческое завоевание гражданской свободы в борьбе с феодальной зависимостью".

А что по этому вопросу думают украинские деятели искусства? Чтобы ответить на этот вопрос, «Конфликты и законы» запускают цикл интервью с творческой интеллигенцией. И первым пообщаться на эту тему согласился Олег Пинчук – известнейший и талантливейший скульптор, который не с чужих слов знает, что значит - отстаивать право на свою интеллектуальную собственность.

KZ: Олег, Вам, к сожалению, пришлось столкнуться с фактом воровства интеллектуальной собственности. Как Вы вспоминаете этот опыт?

Ну, я бы сказал, что не к сожалению, а к счастью.

KZ: Почему же?

Потому что это – очень хороший жизненный опыт. Это и общение с людьми, и осознание того, как работает система защиты прав в Украине, и, что очень важно, осознание того, что ты одним из первых в этой стране не побоялся и стал на защиту своего авторского права. Тогда я нашел понимание и среди фотографов, скульпторов, музыкантов, художников. И в итоге - победил. Все закончилось подписанием мирового соглашения, в котором были учтены все мои пожелания.

KZ: Олег, а если не секрет, с кем Вы воевали за свою интеллектуальную собственность и почему?

В одной из программ как символ была использована моя работа, но забыли указать, что я являюсь ее автором. Но тогда мы нашли точки соприкосновения, что позже были изложены в мировом соглашении и которые я не имею права разглашать. Тем не менее, и до сегодня многие меня встречают и интересуются этим вопросом, поскольку я, будучи первопроходцем в этой области, отстоял свое авторское право, а потому стал определенной знаковой фигурой.

KZ: Значит Вы первый, кто поднял вопрос интеллектуальной собственности в Украине?

Да, я первый, кто стал на защиту своего авторского права. Конечно, изначально были определенные проблемы, с которыми мне пришлось столкнуться: меня обвиняли в плагиате, этой ситуацией интересовались СМИ, но в итоге все обернулось на позитив. И я могу сказать, что тогда победила справедливость.

KZ: Тогда, возможно, Вы бы могли что-то посоветовать тем авторам, которые сегодня сталкиваются с воровством интеллектуальной собственности?

Да, я был первым, и мне удалось победить. Но следует понимать, что в нашей стране существует очень жесткая бюрократическая система, с которой не так уж легко бороться. И если сегодня пытаться что-то доказывать, то этот процесс может затянуться на годы.

KZ: Но Вы-то одержали победу, чем не пример для других?

Сегодня я понимаю, что победил, поскольку на то время мой поступок имел эффект неожиданности для общества, а потому и возымел резонанс и привел к нужному мне результату, когда победила справедливость и мы подписали мировое соглашение. Но на сегодняшний день мне известно много случаев, когда мои знакомые пытаются также отстоять свою интеллектуальную собственность и – безрезультатно. Или же даже, когда суд выигран, то, например, компания меняет свое название и с нее уже ничего нельзя взять. Классический пример с газетой «Бульвар». Как только с ними захотели судиться, то «Бульвар» исчез и появился «Бульвар Гордона», хотя за этими двумя юридически разными изданиями стоят одни и те же люди. Поэтому в наши дни, я думаю, не стоит тратить время на то, чтобы пытаться чего-то добиться, тем более сегодня. Хотя, с другой стороны, может сработать эффект антирекламы. Но опять же, не факт, что компенсация оправдает затраченное время на суды.

У меня была ситуация: я проводил выставку в Риге, выставлял свои работы, а через лет семь на обложке одного рижского журнала появляется художник, который в руках держит мою скульптуру. И только после долгого изучения стало понятно, что это не моя работа, а скульптура, сделанная в стиле а-ля-Пинчук. И таких художников, которые работают в стиле а-ля-Пинчук – десятки, потому что «Пинчук» - это бренд. Много художников заимствуют мои идеи, потому что придумать что-то свое оригинальное – это очень сложно. Поэтому, если сегодня кто-то сворует мою идею – я пройду мимо, если же украдут уже работу, то тут - другое дело.

KZ: Олег, но мы же ориентированы на Европу. Может, нам двигаться к европейскому законодательству по защите интеллектуальной собственности?

В Европе также происходит воровство и песен, и идей, и картин. Вот, например, французы и американцы выпустили книгу своих известных художников, на обложке которой стоит картина Марии Примаченко. Я попытался доказать, что они не имели права использовать ее работу, но и там сложно чего-то добиться. Все в этом мире относительно. Поэтому не нужно отвлекаться на ерунду, а следует заниматься делом.

KZ: Но вот наша задача все же попытаться привить в Украине культуру соблюдения права интеллектуальной собственности, чтобы авторы идей и работ были защищены…

Я думаю, что защитить можно одного человека, а вот всех – практически невозможно. Если автор известен, то все равно будут заимствования, И сегодня многое воровство называют цитированием, компиляцией, такой себе пост-модерн. Это уже стиль.

KZ: Значит, Вы считаете, что в Украине не нужно авторское право?

Нет, авторское право нужно. Но чтобы его отстоять - это очень сложный процесс. И может так случиться, что на доказывание уйдет вся жизнь. Ведь, посмотрите, на каждом углу продают поддельные Луи Витон, айфон и другие торговые марки. И если большие корпорации с огромными бюджетами не могут себя защитить, то что говорить о простом человеке? Так устроено общество, что люди, которые не могут создать своего, воруют у более талантливых. Да и не стоит опускать тот факт, что талантливые люди могут влиять на остальных, и другие, под впечатлением от творчества таланта, станут творить работы, которые очень будут схожи с оригиналами того, под влияние творчества которого попали. И нужно понимать, что многие не видят своего пути, а потому подражают тому, кто более успешен.

Что же до того - отстаивать другим свое право на интеллектуальную собственность или нет - то каждый должен делать свой выбор в этом вопросе. Я в свое время решил, что мне это нужно и – ввязался в процесс. Это был мой выбор и я о нем не жалею, потому что победила справедливость. Но сегодня по этому вопросу я имею свое, субъективное мнение, и оно может не совпадать с мнениями других.

 



Коментарі

  +0 #1 Надежда 23 июн. 2012 г., 11:42:21
Затронут очень важный для Украины вопрос. Защите авторского права и интеллектуальной собственности в Украине следует уделять внимание.

Додати коментар

Новости от Киноафиша.юа
Загрузка...
Загрузка...

Останні новини

В ночь на сегодняшний день противник нанес авиационный удар по Украине с применением 3 крылатых ракет и одной противорадиолокационной ракеты

детальніше
Конфлікти і закони © 2008-2024.

Електронна версія всеукраїнського юридичного журналу «Конфлікти і закони». Свідоцтво про держреєстрацію: КВ № 13326-2210Р від 19.11.2007 р. Повний або частковий передрук матеріалів сайту дозволяється лише після письмової згоди редакції. Увага! Починаючи з 21.11.2013 року (дня провалу євроінтеграції з ЄС), редакція журналу «Конфлікти і закони» (всупереч правилам правопису) залишає за собою право публікувати слова «партія регіонів» та «віктор федорович янукович» з малої літери. Також, починаючи з 29.06.2016 року, редакція «КЗ» залишає за собою право назавжди публікувати на своїх сторінках з малої літери слова (і утворені від них абревіатури) та словосполучення «москва», «росія», «російська федерація», «володимир путін», а разом з ними і скорочення «роскомнадзор» (як і всі інші держустанови росії), порушивши таким чином встановлені правила правопису незалежно від мов, на яких ці слова та назви публікуються. Це наша зброя в інформаційній війні з окупантом.