Реалии из СИЗО: Эй, вы, там, наверху! Вы слышите?!

odess sizo1

 
На многочисленных политических ток-шоу с голубых экранов политики и эксперты всех рангов и окрасов так красочно и эмоционально рассказывают нам, народу, как бодро шагает по стране люстрация чиновников и реформируются силовые структуры, в числе которых и пенитенциарная система Украины.


Однако, соответствует ли это реалиям? Известия, которые я, как правозащитник, получаю от заключенных граждан Украины, четко отвечают на этот вопрос – нет!

Как я рада за г-на Авакова, за его презентацию образцов патрульных машин, какие лучше смотрятся: с полосочками вертикально или горизонтально?! Это таки огромный реформаторский прорыв! Правда, реформа в ГАИ проводится не его руками, но все-таки он - министр, а значит, все, что сделают его подчиненные-реформаторы, как бы его заслуга. А вот как, пан Аваков, быть с ответственностью за те милицейские кадры, что пытали людей и фальсифицировали на них уголовные дела? Почему они остаются на своих рабочих местах, а некоторые еще и повышение получают? Только не говорите, что обо всем этом главе МВД неизвестно и вы испытываете кадровый голод.

С приходом нового Генерального прокурора Украины, что изменилось в работе прокуратуры? Пиар аресты на заседании Кабмина – шикарный ход для успокоения обывателя. А сама постсовковая система работы прокуратуры изменилась хоть на «йоту»? Ответ также однозначный – нет!

Что начало меняться в судебной системе, кроме того, что люстрационные процессы судьи стали бойкотировать? Все также в судах живет схема: «я тебе, ты – мне» и «честь мантии понад усе!». Все осталось на круги своя. Ни о каком «справедливом судочинстве» в наших судах не слышно, не видно и даже не пахнет. Все также обвиняемые годами продолжают сидеть в СИЗО, ожидая этого «справедливого суда», все также судьи продолжают «по заказу» затягивать рассмотрения дел, причины переноса которых могут с ловкостью фокусника вытащить из-за пазухи судейской мантии прямо во время заседания. Все также избирательно дают возможность давать подсудимым ходатайства, все также плюют на протесты адвокатов и подсудимых, все также избирательно подходят к вызову свидетелей, особенно если это свидетели защиты.

Вернемся к СИЗО. А точнее, к той ситуации, которая остается во всех учреждениях пенитенциарной системы.

Уже почти месяц я, из различных источников, получаю известия от заключенных из разных СИЗО о том, что там продолжаются жесткие репрессии против заключенных. Резко увеличилось количество суицидов, поножевщина между заключенными, спровоцированная сотрудниками СИЗО, доведение заключенных до суицида и помешательства. Я умышленно не буду называть ни адресов СИЗО, ни фамилий жертв, ни фамилий тех, кто проинформировал меня об этих фактах, в силу безопасности жизни и здоровья последних. Имею право. Но о главной причине скажу прямо: если государство берет на себя обязательство реформировать пенитенциарную систему по евростандартам, то, в первую очередь, эта реформа должна касаться полной гуманизации системы и переведения ее сотрудников на гражданскую службу.

odess sizo2

odess sizo3

odess sizo4

odess sizo5

Как «реформируется» пенитенциарная система, в частности в СИЗО, каждый желающий может увидеть на фото представителя Уполномоченного по правам человека, недавно потрясшем весь ФБ, а заодно убедиться, в каком физическом состоянии пребывают заключенные после применения к ним репрессий в виде пыток.

На фото видно, в каком ужасном состоянии находятся помещения СИЗО. А денежки то на содержание камер и др. помещений из госбюджета выделяются! И куда же они идут? Да и питание заключенных оставляет желать лучшего, ему хоть до положенных норм как-то бы дотянуть! Супом, что выдают людям, вы и беспризорную собаку не накормили бы, да она и сама, как бы ни была голодна, его не ела бы! Сколько ни умоляют руководство СИЗО установить в коридорах на этажах холодильники для сохранения продуктов заключенных в теплое время года, или мини-холодильники в камерах, ответ один: «Не положено!». Молочные продукты – не положено! Куриные яйца – не положено! Овощи и фрукты – не положено! Стоит ли удивляться, что более половины заключенных заболевают туберкулезом? И разве это не быт людей, чья виновность еще не доказана судом, у которых имеется законное право на презумпцию невиновности? Во всем мире это право уважают, кроме тюрем тоталитарных режимов, и мы остаемся на том же уровне, хоть и огромной ценой отстояли свое право интегрироваться в ЕС. А ночные повальные обыски в камерах, как по графику?! Во время таких обысков по камере разбрасывают личные вещи заключенных и продукты питания из передач, по ним топчутся, практически уничтожая. Унижения, оскорбления! Это европейские ценности?! Это реформирование? И где прокурорский надзор? Почему все прокуроры продолжают слаженно петь «Все хорошо, прелестная маркиза», стоит только правозащитникам обнародовать факты нарушения прав заключенных или факты коррупции?

Что уж говорить о личных вещах тех, кто содержится в СИЗО! Когда проводят ночные обыски, изымают многое. В том числе и мобильные телефоны. Да, в СИЗО их быть не должно, но они туда попадают. Иногда их приносят те же предприимчивые тюремщики, по правилу: одним можно, ибо заплачено, другим – нет.

Но куда девают конфискованные аппараты? Однажды, покупая телефон внуку из категории б.у., обнаружила среди ассортимента новенькие и качественные аппараты. Разговорилась с продавцом, оказалось это – конфискат из СИЗО. А как же акты об уничтожении техники? Но мы то все понимаем: актов нарисовать можно много, а вот уничтожать технику зачем, когда ее продать можно…

Сколько телефонов конфисковано в одном СИЗО? А по всей стране? И где они? Проданы предприимчивыми тюремщиками? Или уничтожены по акту? Но дальнейшая судьба личных вещей заключенным неизвестна. Почему телефоны не отдают родственникам, ведь это личная вещь и стоит денег из семейного и так сегодня скудного бюджета.

Я уже давно сотрудничаю с разными европейскими правозащитными институтами и когда вынуждена обращаться за срочной поддержкой защиты прав того или иного заключенного, раз за разом мои партнеры шокированы указанными фактами. Они никак не могут себе представить, что подобное может происходить в ХХI веке в стране, ставшей на путь евроинтеграции. В стране, позиционирующей себя европейской правовой державой.

Что не нравится высокому начальству в Киеве в гуманизации пенитенциарной системы Украины, неизвестно. Но если только какой-либо начальник СИЗО поведет свою деятельность в сторону гуманизации по своему усмотрению, так следует «окрик» из Департамента и смена руководства. Этот факт отмечают и многие заключенные. «После революции Достоинства мы надеялись, что мы, хоть частично, но почувствуем себя людьми, что начнутся изменения к лучшему. Но к нам продолжают относиться как к мусору у дороги», - говорят они.

Я не наивна и понимаю, что ничего не получается по мановению волшебной палочки. Но коль государственная власть задекларировала приоритет европейских ценностей и прав человека в Украине, за прошедший год хоть частичные изменения обязаны были произойти. Должен был начаться слом совковой системы и в милиции, и в прокуратуре, и в пенитенциарных учреждениях, и в судебной власти. Ведь ни для кого не секрет, что некоторые регламентные документы, которые еще присутствуют и на которые ссылаются, датированы еще годами советской власти.

Да, в стране тяжелое положение, да, идет война. Но постоянно прикрываться этими обстоятельства грешно и цинично. Ведь для начала этого слома не нужны огромные финансовые вложения. Нужна, прежде всего, политическая воля руководства страны.

Как можно, г-н Президент, спокойно смотреть на то, что в Украине продолжают находиться в тюрьмах заложники режима януковича? И никто, ни Генпрокуратура, ни суды не спешат выполнять принятые парламентом законы в их отношении? А если это еще и гражданин дружественной Украине Польши? О нем мы Вам подробно рассказали в открытом письме. Я была приятно удивлена, что за 40 лет моей правозащитной деятельности я впервые получила из Администрации Президента не циничную отписку, а аргументированный и обстоятельный ответ. Наше обращение было рассмотрено и с поручением отправлено в ГП Украины. А там… как всегда, отправили вниз, в областную прокуратуру тем, кто «не видит оснований для внесения актов прокурорского реагирования» на полностью сфальсифицированное уголовное дело, на затягивание судебного разбирательства, и они уже вновь рекомендуют «обжаловать вышестоящему прокурору». Блеск! Круг вновь замкнулся! Наша песня хороша, начинай сначала! Где реформирование в прокуратуре? Где новые подходы к обращениям и заявлениям граждан, если наше обращение было от лица правозащитников Украины, Польши и США? Если такое внимание было к обращению международной общественности, что говорить об обращениях простых граждан Украины?

Мы уже давно научились выживать, кто как может, и большинство из нас с пониманием терпят все вызовы времени. Но мы не желаем более терпеть унижение нашего человеческого достоинства и произвол от милиции, прокуратуры, суда, в учреждениях пенитенциарной системы и от чиновников всех рангов всех государственных учреждений! Мы, повторюсь, заплатили очень большую цену!

Эй, вы, там, наверху! Вы слышите?!

Ирина ГОЛОБОРОДЬКО, журналист-правозащитник



Коментарі

Коментарі відсутні. Можливо, ваш буде першим?

Додати коментар

Новости от Киноафиша.юа
Загрузка...
Загрузка...

Полковник ЗСУ у запасі та військовий експерт Роман Світан у новому воєнному зведенні на 20 листопада обговорив наступні актуальні теми:

детальніше
Конфлікти і закони © 2008-2024.

Електронна версія всеукраїнського юридичного журналу «Конфлікти і закони». Свідоцтво про держреєстрацію: КВ № 13326-2210Р від 19.11.2007 р. Повний або частковий передрук матеріалів сайту дозволяється лише після письмової згоди редакції. Увага! Починаючи з 21.11.2013 року (дня провалу євроінтеграції з ЄС), редакція журналу «Конфлікти і закони» (всупереч правилам правопису) залишає за собою право публікувати слова «партія регіонів» та «віктор федорович янукович» з малої літери. Також, починаючи з 29.06.2016 року, редакція «КЗ» залишає за собою право назавжди публікувати на своїх сторінках з малої літери слова (і утворені від них абревіатури) та словосполучення «москва», «росія», «російська федерація», «володимир путін», а разом з ними і скорочення «роскомнадзор» (як і всі інші держустанови росії), порушивши таким чином встановлені правила правопису незалежно від мов, на яких ці слова та назви публікуються. Це наша зброя в інформаційній війні з окупантом.