​Какую налоговую политику готовят на 2022 год?

Если комплексно оценивать ситуацию в сфере налогов, то можно с уверенностью сказать, что ничего более фискально-агрессивного в последние семь-шесть лет не наблюдалось. В прошлом году мы получили антиофшорный Закон 466 (проект 1210), принесший в жизнь налогоплательщиков десятки новых сложнейших регуляций и новые полномочия так и нереформированных налоговиков. При этом самые токсичные нормы вступают в действие с 01.01.2022 года.


Затем (в начале июня сего года) свет увидела не менее «людоедская» инициатива правительства – законопроект 5600, предложившая введение, в большинстве своем с начала следующего года, более сорока новаций по увеличению ставок налогов и расширению базы налогообложения общей стоимостью 48,3 млрд грн в год. Блюдо вышло настолько неаппетитным, что пришлось присвоить ему титул «антиолигархического», чтоб хоть как-то содействовать его перевариванию парламентариями и обществом. При этом, под борьбу с олигархами с натяжкой можно отнести лишь четверть проекта, остальное, по какой-то непонятной логике чиновников Кабмина, досталось фермерам, малому и среднему бизнесу, населению. Они получили совершенно неуместное во время кризиса урезание прав налогоплательщиков в сфере уплаты и возмещения НДС, новые налоги на землевладельцев с участками более 0,5 га, резкую смену налоговых правил на рынке жилья, откат реформ в сфере мобильной связи и зеленой энергетики.

Но и это не конец истории. Вчера состоялся «праздник одобрения» парламентом Бюджетной декларации на 2022-2024 года. И хотя Постановление 5765 содержало 31 дополнительную рекомендацию для правительства, парламент принял документ, взяв и на себя в том числе политическую ответственность за сохранение политики чрезвычайно агрессивного сбора налогов на ближайшие три года.

Речь о заложенных в декларации приросте налоговых поступлений в среднем на 115,5 млрд грн или более чем на 10% ежегодно, хотя даже номинальный ВВП будет расти соответственно лишь на 3,8%, 4,7% и 5%.

Еще одна неприятная сторона принятого документа, правительство на среднесрочную перспективу, в том числе из соображений соблюдения обязательств перед МВФ, планирует проводить в жизнь стратегию сокращения бюджетного дефицита - до 3,5% ВВП в 2022, до 3% ВВП в 2023 и до 2,7% ВВП в 2024 году. Такой подход делает Украину страной с одной из самых жестких фискальных политик в мире. Для примера, большинство стран с формирующимися рынками придерживаются размера дефицита на уровне 5,5-6% ВВП. Современная экономическая научная мысль говорит о том, что неадекватно жесткая фискальная дисциплина может привести к необратимым экономическим и социальным потерям, включая устойчивое падение совокупного спроса и сокращение доходов домохозяйств. Таким образом, стратегию критически минимальных дефицитов нельзя назвать разумной и оправданной политикой.

Подводим итоги. Экономические власти на системной основе (Закон 466, законопроект 5600 и Бюджетная декларация на 2022-2024 годы) выстраивают крайне недружественную, если не сказать враждебную, восстановлению экономики страны модель сбора налогов. На головы бизнеса и граждан в 2022 году упадут новые налоги и регуляции общей стоимостью более 3% от ВВП, а это значит, что:

- в Украине наступила эпоха высоких налогов;

- выбираться из последствий кризиса мы теперь будем не 1,5-2 года, как большинство стран, а значительно, значительно дольше.

Slava Cherkashyn, facebook.com

Фото old.tax.gov.ua



Коментарі

Коментарі відсутні. Можливо, ваш буде першим?

Додати коментар

Новости от Киноафиша.юа
Загрузка...
Загрузка...

Останні новини

Вчера поздно вечером враг атаковал многострадальный Харьков. Также в 7 часов утра были нанесені ракетные ударі по Одессе и предместью города Сумы

детальніше
Конфлікти і закони © 2008-2024.

Електронна версія всеукраїнського юридичного журналу «Конфлікти і закони». Свідоцтво про держреєстрацію: КВ № 13326-2210Р від 19.11.2007 р. Повний або частковий передрук матеріалів сайту дозволяється лише після письмової згоди редакції. Увага! Починаючи з 21.11.2013 року (дня провалу євроінтеграції з ЄС), редакція журналу «Конфлікти і закони» (всупереч правилам правопису) залишає за собою право публікувати слова «партія регіонів» та «віктор федорович янукович» з малої літери. Також, починаючи з 29.06.2016 року, редакція «КЗ» залишає за собою право назавжди публікувати на своїх сторінках з малої літери слова (і утворені від них абревіатури) та словосполучення «москва», «росія», «російська федерація», «володимир путін», а разом з ними і скорочення «роскомнадзор» (як і всі інші держустанови росії), порушивши таким чином встановлені правила правопису незалежно від мов, на яких ці слова та назви публікуються. Це наша зброя в інформаційній війні з окупантом.