​Ползучая узурпация, или как Порошенко становится диктатором

Президент все больше усиливает свои властные полномочия и закрепляет их на законодательном уровне. Эксперты говорят, что это угрожает узурпацией власти


В 2014 году Администрация януковича допустила одну из своих главных ошибок - 16 января регионалы попытались внести диктаторские правки в законодательство одним махом. Это вызвало еще большую активизацию протестов на Майдане, в ходе которых янукович потерял власть.

Администрация Порошенко идет другим путем - с целью максимального усиления власти президента, законы правят не все сразу, а точечно. А законодательные инициативы по усилению президентских полномочий почти всегда завуалированные и разведены во времени.

Таким образом, медленно, но уверенно Порошенко все больше концентрирует власть в своих руках - если не прямо по закону, то опосредованно, через свое влияние на различные государственные институты.

Однако, времени до президентских выборов остается все меньше, и АП начала спешить. Только за последний месяц не особо замеченными прошли сразу несколько инициатив президента, которые дали повод политическим экспертам говорить об угрозе узурпации власти в Украине.

Работа идет одновременно в нескольких направлениях: подконтрольный Конституционный суд, расширение полномочий использовать армию в мирное время, а также усиления президентского влияния и контроля над парламентом.

Послушный суд

«Президент хочет сделать ручным Конституционный Суд», - так прокомментировала нардеп Алена Шкрум принятый Радой в первом чтении проект закона о КС.

А нардеп Сергей Власенко заявил, что с принятием документа, который усиливает влияние президента на КС, так спешили, что текст для ознакомления нардепы получили за день до голосования. Разумеется, это делало невозможным детальное изучение заложенных в нем рисков.

Более того, документ приняли с нарушением регламента, с которым спикер Андрей Парубий уже вообще не считается: в течение одной сессии Верховная Рада не может рассматривать законопроект, который был отклонен на этой же сессии (его забраковали весной, не дав голосов).

Но законопроект приняли, а Комитет по вопросам правовой политики и правосудия рекомендует принять его за основу и в целом.

Что так спешили узаконить депутаты? Это несложно понять, просмотрев текст закона. Он устанавливает, что КС формируется из 18 судей. Шесть из них назначает президент, и по шесть - ВР и Съезд судей Украины.

Фактически у президента в этом суде будет абсолютное большинство. Сами судьи и правозащитники неоднократно говорили о мощном влиянии, а если нужно, то и о давлении АП на конкретных судей. Курирует эту сферу заместитель главы АП Алексей Филатов.

Соответственно, помимо шести президентских судей еще шесть кандидатур от съезда судей будут максимально лояльны, учитывая реалии «судебной реформы», когда в системе по максимуму оставляют служителей Фемиды, которые скомпрометировали себя, так как на них легче влиять.

И упрямое неувольнение судей КС, которые предоставили диктаторские полномочия януковичу, также судебной системой воспринимается как знак лояльности президента в обмен на такую же лояльность судей.

В результате любой спор или разночтения в трактовках законов, дошедших до КС, будут рассматриваться с позиции необходимости того или иного решения лично для президента.

Армия в помощь

Через три года после своего обещания закончить войну на Донбассе за считанные недели, президент заявил, что формат АТО исчерпал себя, поэтому нужно менять законодательство, чтобы получить шанс вернуть захваченные боевиками территории Луганской и Донецкой областей.

По его поручению военные эксперты и народные депутаты работают над проектом с условным названием «О реинтеграции оккупированных территорий Донбасса».

Полного текста этого документа нет, но секретарь СНБО Александр Турчинов опубликовал концепцию, которая ляжет в его основу. Кроме всего прочего, в законе идет речь о том, что президент получает право применять Вооруженные Силы Украины и другие военные формирования в Луганской и Донецкой областях. То есть, за президентом закрепляются полномочия по своему усмотрению использовать армию в мирное время, так как военного положения в стране нет.

По словам идеологов проекта, в 2014 году военное положение не ввели из-за того, что нужно было провести выборы, которые в военное время по закону не проводятся.

В то же время, лоббистов этого положения не смущает, что в 2019 году в стране так же должны состояться выборы. Но проходить они будут уже при условии, что президент может бросить армию в любой город, если там будет угроза жизни военнослужащих или иных граждан. Например, если начнутся беспорядки и протесты по результатам выборов.

Даже в пиковые моменты Майдана янукович для подавления протестов использовал спецподразделения МВД и внутренние войска, но не решался бросить против народа армию. Нынешний президент оказался гораздо решительнее.

Более того, проект предусматривает создание оперативного штаба, подчиняющегося лично президенту. А знаете, чем еще, кроме военных задач, будут заниматься его представители, которых также назначает президент?

Они будут решать, какие товары можно перемещать между подконтрольными и оккупированными территориями, а какие нет. То есть, это еще и прямой президентский контроль над торговлей с псевдореспубликами, которой официально как бы нет, но которая по факту продолжается, о чем постоянно сообщают активисты торговой блокады.

Впрочем, контроль над судами и расширение возможностей для использования армии - только цветочки по сравнению с угрозами, связанными с внесением нужных президенту изменений в Конституцию. Собственно, это то, с чего начинал янукович.

Закон, что дышло

Президенту очень хочется двухпалатный парламент, и именно над этим сейчас активно работают в АП, утверждает экс-нардеп Николай Томенко, ссылаясь на собственные источники.

По его словам, для этого президент инициирует поправки в Конституцию. Но понимая, что 300 голосов за них в парламенте может не найтись, на Банковой разрабатывают сценарий, когда вопрос изменений в Основной закон вынесут на всеобщий референдум, чтобы обойти трудности с протягиванием этой идеи через Верховную Раду.

А чтобы получить нужный для себя ответ, в вопрос заложат все вместе - и снятия депутатской неприкосновенности, и уменьшение количества депутатов, а заодно и двухпалатный парламент. В таком случае Порошенко получает полностью контролируемую своим окружением ВР.

«В наших условиях это усиление власти главы государства, - уверен Томенко. - Верхней палате передадут вопросы бюджета, кадровые вопросы, это будет палата олигархов, а нижняя палата - это театр для политических партий».

В качестве примера политик приводит наработки времен януковича, под которого планировали сформировать Верхнюю палату из 75 депутатов и Нижнюю из 225.

«Если так пойдет, то некоторые области будут представлены всего тремя-четырьмя людьми. Как можно без власти и денег победить в целой области? Этот список напишут у президента. Это путь в пропасть. С одной стороны, есть опасность федерализации, с другой - узурпация власти», - считает Томенко.

В то же время, сам механизм внесения подобных поправок в Конституцию не через парламент, а путем использования узурпаторского закона януковича о Всеукраинском референдуме, политик называет чисто авторитарной моделью, по которой народу позволят только те инициативы, которые предложит власть.

«Все диктаторы принимали изменения в Конституцию, советуясь с народом, - утверждает Томенко. - Но как можно на референдум выносить 161 статью? Можно спрашивать что-то одно. А власть три года рассказывает об узурпации власти януковичем и не хочет отменять закон о всеукраинском референдуме, по сути диктаторский и узурпаторский».

По словам политика, создается впечатление, что Порошенко, который стремительно теряет доверие украинцев, готов использовать инструменты януковича, чтобы остаться у власти.

«У нас давняя политическая традиция: власть, достигая порога недоверия в 80%, прежде всего пытается менять Конституцию, но не пытается менять себя. Этим путем идет и Петр Порошенко», - резюмирует Томенко.

Таким образом, страна небольшими и не всегда заметными обществу шагами дрейфует в сторону авторитаризма и диктатуры одного человека - президента Украины.

И чем больше Порошенко обеспечит себе сейчас властных полномочий, тем отчаяннее он будет держаться за власть. Не пытаясь менять себя, а пытаясь изменить под себя всю страну.

Олег ТКАЧЕНКО, ua1.com.ua

Фото ua1.com.ua



Коментарі

Коментарі відсутні. Можливо, ваш буде першим?

Додати коментар

Новости от Киноафиша.юа
Загрузка...
Загрузка...

Останні новини

Полковник ЗСУ у запасі та військовий експерт Роман Світан у новому воєнному зведенні на 4 листопада розповів про наступні актуальні ситуації на фронті:

детальніше

Опитування

Чи підтримуєте Ви ідею влади продавати українські безпілотники за кордон?

Конфлікти і закони © 2008-2024.

Електронна версія всеукраїнського юридичного журналу «Конфлікти і закони». Свідоцтво про держреєстрацію: КВ № 13326-2210Р від 19.11.2007 р. Повний або частковий передрук матеріалів сайту дозволяється лише після письмової згоди редакції. Увага! Починаючи з 21.11.2013 року (дня провалу євроінтеграції з ЄС), редакція журналу «Конфлікти і закони» (всупереч правилам правопису) залишає за собою право публікувати слова «партія регіонів» та «віктор федорович янукович» з малої літери. Також, починаючи з 29.06.2016 року, редакція «КЗ» залишає за собою право назавжди публікувати на своїх сторінках з малої літери слова (і утворені від них абревіатури) та словосполучення «москва», «росія», «російська федерація», «володимир путін», а разом з ними і скорочення «роскомнадзор» (як і всі інші держустанови росії), порушивши таким чином встановлені правила правопису незалежно від мов, на яких ці слова та назви публікуються. Це наша зброя в інформаційній війні з окупантом.