Александра Кужель: каждое новое правительство перечеркивало работу своих предшественников

 
Когда иностранцы, ведущие малый бизнес у себя на родине, впервые попадают в Украину и узнают, как работают украинские предприниматели, то хватаются за голову, потому что они не понимают, как украинский бизнес умудряется выживать в тех условиях, которые ему создает власть (независимо от ее цветовой принадлежности).
 
Однако бизнес, назло всем, в том числе и власти, продолжает работать, правда, сегодня уже с сожалением вспоминая кучмизм, при котором он имел определенную стабильность. А за последние месяцы ситуация в сфере малого и среднего бизнеса вообще стала пугающей, поскольку, кроме террора со стороны налоговой администрации, бизнес получил еще и принятый в первом чтении Налоговый кодекс, который иначе как драконовским и не назовешь. И почему так получается – непонятно, ведь те, кто пришел к власти, обещали не только снизить налоги, но и устроить налоговые каникулы.
 
Ответить на эти и другие вопросы «Конфликты и законы» попросили заслуженного экономиста Украины, заместителя председателя партии «Сильная Украина» Александру Кужель.
 
- Александра Владимировна, как Вы думаете, насколько ухудшилась ситуация в Украине в сфере малого и среднего бизнеса за время правления новой власти?
 
Ну, во-первых, уже то, что комитет по вопросам регуляторной политики и предпринимательства стоит на грани исчезновения, говорит о том, что власть хочет ужесточить методы общения с бизнесом. А то, что комитет хотят прикрыть, подтвердил и руководитель этого ведомства – господин Бродский, заявив, что через год он собирается его ликвидировать. Во-вторых, комитет перестал выполнять свою функцию, потому  что регуляторная политика это, в первую очередь, нахождение точек соприкосновения между государством, потребителем и бизнесом. Но на сегодняшний день диалог, который выстраивался десять лет, утрачен.
 
Также непонятна бизнесу и абсолютно безнаказанная, в нарушение всех законов, политика двух ведомств – налоговой и таможенной служб, которые с момента прихода новой  команды стали вести себя совершенно неадекватно. Так, например, сотрудники налоговой не принимали у предпринимателей деклараций по прибыли (требуя от 3% доходности), а также деклараций по ПДВ. И на протяжении этого времени налоговая служба проводила беспрецедентные проверки с выписыванием сумасшедших штрафов.
 
Не лучше ситуация и с таможенниками. Кроме того, что у предпринимателей возникают постоянные конфликты относительно таможенной стоимости каждой партии товара, так были еще и введены довольно неприятные ограничительные меры, согласно которым любое прохождение товара нужно было согласовывать в Киеве, что, соответственно, задерживало продвижение товара на недели и даже месяцы. Правда, после   совещаний у вице-премьера Сергея Тигипко, на которые  были приглашены представители бизнеса, налоговой и таможенной служб, ситуация немного улучшилась. Вице-премьер очень жестко предупредил руководителей налоговой и таможенной служб о последствиях нарушения ими закона.
 
Но последний удар по предпринимательству был нанесен после того, как депутаты в первом чтении проголосовали принятие нового Налогового кодекса, разработанного Минэкономики, Минфином и Госкомпредпринимательства.  Особенно в той его части, что посвящена малому бизнесу, потому как в новом кодексе заложена практически откровенная попытка уничтожения упрощенной системы налогообложения. Поэтому уже сегодня, в рабочей группе под руководством  вице-премьера Сергея Тигипко, мы написали свой вариант этого раздела, который сохраняет упрощенку. Мы приложим все усилия, чтобы наш вариант был принят. Но если бизнес будет сидеть и ждать, что за него кто-то все решит, то мало что получится. Я как автор этого единого налога считаю, что за него нужно бороться совместно.  Только все вместе мы сможем победить.
 
- Как Вы воспринимаете деятельность Бродского и его желание уничтожить тех, кто платит единый налог?
 
Мне бы не хотелось обсуждать деятельность этого человека, потому что очень сложно комментировать некомпетентность и непрофессионализм. Что же касается всех его высказываний, относящихся лично ко мне,  , то за клевету я подала на него в суд.
 
- Александра Владимировна, новый Налоговый кодекс раскритиковали уже все. Но, как показывает практика, коалиция голосует пока все законопроекты, которые выносятся в парламент провластной партией. Как Вы считаете, какие поправки будут внесены в этот документ, чтобы успокоить общество?
 
Мне сложно сказать, какие поправки будут внесены. Но хочу сказать одно: ни одно правительство за все время независимости Украины не смогло внести на рассмотрение Рады адекватный налоговый кодекс. За все 16 лет моей политической деятельности ни один документ так и не рассматривался парламентариями. И даже законопроект, который разрабатывала последняя рабочая группа, возглавляемая Татьяной Ефименко в 2007 году, не дошел до парламента, хотя мы вычитывали каждую главу, работали с профессиональными экспертами. Но в последний момент  налоговики внесли в него массу своих поправок, позволяющих налоговой службе превратиться  в самый главный орган контроля.
 
И на сегодня важно,  что налоговый кодекс, кодифицирующий все налоговое законодательство,  внесен в парламент. Теперь его должны дорабатывать не сотрудники Министерства финансов и не представители налоговой, а депутаты. Поэтому пусть  парламентарии совместно  с рабочими группами, в состав которых обязательно должны быть включены и представители малого и среднего бизнеса, и налоговые консультанты, и экономисты-профессионалы, вносят свои предложения, а после несут политическую  ответственность за составленный Налоговый кодекс. Хотя я, конечно, понимаю, что по отмашке  , предложенный законопроект могут  проголосовать в нынешнем виде, но это станет приговором для коалиции.  Бизнес в следующий раз не  никогда более не отдаст голоса   политическим  силам, которые способствовали уничтожению предпринимательства в нашей стране.
 
- В свое время Азаров уже показал государству, что такое «азаровщина». Сейчас он проводит такую же политику. Как вы думаете, почему представители ПР не заинтересованы в развитии малого и среднего бизнеса?
 
Как ни парадоксально, но все партии, стремящиеся к власти, перед выборами апеллируют к бизнесу и обещают ему льготы, налоговые каникулы и т.п. Партия регионов в этом – не исключение. Перед выборами она также сулила предпринимателям райские условия работы, но, придя к власти, не выполнила своих обещаний. Однако следует понимать, что малый и средний бизнес – это представители демократического сословия, в существовании которого власть не заинтересована. Ведь не зря же первыми декретами советской власти, подписанными Лениным, стали декреты, направленные против ремесленников. И когда у него спрашивали, почему он это делает, он отвечал, что этот сектор – это самодеятельное население. А самодеятельное, значит – независимое. И он оказался прав, потому что человек, который сам обеспечивает себя рабочим местом и средствами к существованию, не идет к власти за льготами, пособиями и рабочими местами. Такая личность - свободна. А в сегодняшней ситуации власти необходимо, чтобы люди были зависимы. И не важно от кого: директора завода, руководителя предприятия или власти.
 
- Так, может, малому и среднему бизнесу нужно взять и остановить свою деятельность, чтобы власть почувствовала, что может случиться, если весь бизнес перестанет работать?
 
Такое развитие событий – не реально. Задача бизнеса- получение прибыли. И никто не станет закрывать свое дело. Просто те, кто привык работать в тени, так и будут работать дальше, а те, кто работал официально, после принятий этого Налогового кодекса, примкнут к их рядам. Хотя, с другой стороны, я не понимаю, почему предприниматели сегодня молчат, тогда как еще год назад, они  активно проводили акции протеста. И это, не смотря на то, что мы были открыты, шли на диалог, прислушивались к их мнению.  Наверное, сегодня бизнес   молчит, потому что понимает, что все равно не будет услышан.
 
- Вы недавно отметили, что годовой оборот средств физических лиц-предпринимателей, работающих на едином налоге, может составить 1млн 300 тысяч гривен, вместо нынешних 500 000 гривен. Хотя представители власти предлагают другой вариант налогообложения. Как Вы это прокомментируете?
 
Партия регионов предложила малому бизнесу при доходе в 300 тысяч гривен за год платить 0% налога, но оставил обязательные  проплаты в пенсионный фонд. В этом случае следует понимать, что если раньше единщик платил 200 гривен в месяц, то теперь ему предлагают платить 328. И такое нововведение налоговыми каникулами не назовешь. Наша группа экспертов произвела расчеты, из  которых  видно, что если предпринимателю оставляют 300 тысяч гривен дохода и у него работают десять человек, то в месяц, после уплаты налогов, у него остается 7 тысяч 65 гривен дохода. Но это  даже не прибыль, а доход, с которого еще нужно заплатить арендную плату, транспортные расходы, коммунальные услуги и т.п. И получается, что предпринимателю средств не остается, хотя он и организовал 10 рабочих мест. К сожалению, люди, которые пишут законопроекты,  редко знакомы с реальным положением в экономике. И наша рабочая группа  путем расчетов, доказывает,  что наш вариант закона по упрощенной системе налогообложения является более реальным, что он способствует выходу предпринимателей из теневого сектора экономики и развитию бизнеса, а не наоборот - загоняет бизнес в тень.
 
Правда, следует понимать, что упрощенная система налогообложения рассчитана не на большие обороты (300 тысяч гривен не очень большие деньги), а на тех, кто имеет, например, один киоск, работает гувернанткой, держит небольшое кафе. Все остальные, кто хочет получать большие прибыли и иметь большие финансовые обороты, должны работать на общей системе налогообложения. Хотя и их интересы нужно учитывать. Поэтому сегодня мы предлагаем ввести для юридических лиц 3% налога и 5% с НДС, при этом увеличив оборот до 3 миллионов (хотя правительство пока что настаивает на двух). А для физических лиц при доходе в 300 тысяч гривен вообще сделать налоговые каникулы (позволив им даже не платить  328 гривны в пенсионный и социальный фонды). Но честно   сказать людям, что если они в эти фонды добровольно не доплачивают средств, то будут иметь право только на социальную пенсию. При этом мы предлагаем им за каждого нанятого работника добавлять к годовому обороту 100 тысяч гривен. А если предприниматель возьмет на работу 10 человек, то он сможет рассчитывать на оборот в 1 миллион 300 тысяч в год.
 
- Александра Владимировна, как Вы думаете, почему ни одно из правительств независимой Украины не занималось экономикой государства, например, так, как это делала Тэтчер в период кризиса в Великобритании, или правительства Германии и Японии в послевоенный период?
 
Экономикой в Украине занимались все правительства, приходившие к власти. Но министры экономики в этих правительствах работали год, максимум - полтора. И ни одно правительство не имело преемственности: каждое новое правительство перечеркивало работу своих предшественников и начинало с нуля. Что, конечно же, очень плохо. Что же до реформирования, то на проведение любой экономической реформы нужна политическая воля, которой никогда у украинских политиков не было, потому как такие действия не всегда популярны у избирателей.  А, например, реформа, проведенная Тэтчер (во время которой бастовала вся Великобритания), дала хорошие результаты. Людям, потерявшим работу вследствие непопулярных действий правительства, давали возможность выбора: им либо предоставляли деньги на открытие собственного дела, либо предлагали подписать контракт на бесплатное обучение своих детей. Но в Украине экономика тесно связана с политикой. А многим политикам не по нраву, что для проведения реформ нужно иметь политическую волю, профессионализм, а также умение брать на себя ответственность.
 
- Что бы Вы посоветовали лицам, которые уже занимаются предпринимательской деятельностью, и тем, кто мечтает о собственном бизнесе?
 
Нужно думать и быть активными. И вот сегодня, когда приближаются местные выборы, представителям малого и среднего бизнеса нужно идти во власть. Но это не значит – идти разворовать коммунальную собственность и бюджет. Бизнес должен идти во власть для создания хорошего экономического климата в своем регионе, а также для внедрения прозрачных правил введения предпринимательской деятельности. Но представители малого и среднего бизнеса в Украине иногда даже на выборы не приходят, потому как в этот день работают, зарабатывают на жизнь для себя и своей семьи. . И сегодня, когда государство продемонстрировало силу, предприниматели часто разочарованы в «демократических» процедурах  они молчат. Я же считаю, что бизнес должен использовать шанс заставить местную власть повернуться лицом к предпринимателям, который будет дан 31 октября. Нужно идти и выбирать людей, которые будут служить громаде, работать для людей.
 
Оксана КОТОМКИНА

Следующая статья »



Коментарі

Коментарі відсутні. Можливо, ваш буде першим?

Додати коментар

Новости от Киноафиша.юа
Загрузка...
Загрузка...

Останні новини

Полковник ЗСУ у запасі та військовий експерт Роман Світан у воєнному зведенні на 20 січня обговорив наступні актуальні теми:

детальніше

Опитування

Чи підтримуєте Ви мир з рашистами на умовах здачі окупованих територій?

Конфлікти і закони © 2008-2025.

Електронна версія всеукраїнського юридичного журналу «Конфлікти і закони». Свідоцтво про держреєстрацію: КВ № 13326-2210Р від 19.11.2007 р. Повний або частковий передрук матеріалів сайту дозволяється лише після письмової згоди редакції. Увага! Починаючи з 21.11.2013 року (дня провалу євроінтеграції з ЄС), редакція журналу «Конфлікти і закони» (всупереч правилам правопису) залишає за собою право публікувати слова «партія регіонів» та «віктор федорович янукович» з малої літери. Також, починаючи з 29.06.2016 року, редакція «КЗ» залишає за собою право назавжди публікувати на своїх сторінках з малої літери слова (і утворені від них абревіатури) та словосполучення «москва», «росія», «російська федерація», «володимир путін», а разом з ними і скорочення «роскомнадзор» (як і всі інші держустанови росії), порушивши таким чином встановлені правила правопису незалежно від мов, на яких ці слова та назви публікуються. Це наша зброя в інформаційній війні з окупантом.