​Что-то с памятью нашей стало… Из истории авиастроения Украины. Часть 2

(Продолжение. Начало статьи читайте тут)


…Все они стали выдающимися не только советскими, но и мировыми специалистами каждый в своей области, и без их разработок было бы невозможно развитие многих современных инженерных технологий, в том числе в авиастроении и ракетостроении. Эти люди своим талантом и трудом внесли огромный вклад и в разгром немецких захватчиков в годы Второй мировой войны (о чем нам всегда нужно помнить). Но почему-то мы про этих наших знаменитых земляков забыли и называем в Киеве улицы не их именами, а очень часто именами неизвестных киевлянам людей, не имеющим к этому городу никакого отношения, но имеющих очень неоднозначное для нас прошлое.

Продолжаем список незаслуженно забытых, но сделавших славу Украине в мире конструкторов.

Следующий этап развития авиастроительной отрасли в Украине начался после переезда в 1952 году из Новосибирска в Киев опытно-конструкторского бюро О.К. Антонова. Имя самого Олега Константиновича в Украине, слава богу, известно, на слуху, но я бы хотел отметить двух выдающихся конструкторов - А.Я. Белолипецкого и П.В. Балабуева, под руководством которых были созданы шедевры советского и украинского, да и мирового самолетостроения.

А.Я. Белолипецкий, О.В. Болбот, А.В., О.К. Антонов

Алексей Яковлевич Белолипецкий был главным конструктором первого в СССР специализированного военно-транспортного самолета Ан-8 и первого в мире широкофюзеляжного грузового самолета Ан-22 «Антей».

Онуфрий Викентьевич Болбот был первым заместителем О.К. Антонова, а потом, благодаря его блестящим организаторским способностям, стал заместителем Министра авиационной промышленности СССР.

Ну и, конечно, о чем я писал много раз, это Петр Васильевич Балабуев, который участвовал в создании всех (кроме Ан-2 и Ан-8) самолетов опытно-конструкторского бюро (ОКБ) О.К. Антонова, потом АНТК им. О.К. Антонова, а ныне ГП «Антонов».

Самые большие его достижения:

- самолет Ан-124 «Руслан» и все его модификации, главным конструктором которого он был (см. «Ан-124 - высшее достижение украинского авиастроения»);

- самолет Ан-225 «МРІЯ», когда он уже стал генеральным конструктором (см. «Самолет Ан-225 «МРІЯ» - несбывшаяся мечта»);

- авиакомпания «Руслан» (сейчас «Авиалинии Антонов»), которую он создал и благодаря которой и поныне существует почти 10000-й коллектив ГП «Антонов»;

- сохранение и развитие авиационной отрасли независимой Украины и создание самолетов Ан-70, Ан-38, Ан-32П, Ан-74-300, Ан-140, Ан-148, продажа лицензии на самолет Ан-140 в Иран, внедрение цифровых технологий и композиционных материалов и многое другое.

Генеральный конструктор П.В. Балабуев на пресс-конференции, посвященной первому полету самолета Ан-225 «»МРІЯ»

К сожалению, люди, окружавшие П.В. Балабуева в последние годы его пребывания на должности генерального конструктора, и которые после его ухода стали руководителями предприятия, ничего не сделали для увековечивания его памяти. Большинство руководителей ГП «Антонов» и чиновников стали долларовыми мультимиллионерами благодаря наследию великих генеральных конструкторов О.К. Антонова и П.В. Балабуева, и при десятках миллионов долларов ежегодных прибылей, что получало и получает ГП «Антонов», они даже не поставили им достойные памятники, не назвали их именами самолеты и многое другое в Украине и Киеве.

Нынешнее руководство ДП «Антонов» Донец А.Д., Харченко М.Г., Бычков С.А. обещали решить вопрос о переименовании улицы Депутатская в Киеве, где ранее жил Балабуев, в улицу Петра Балабуева. Понятно, что в нынешних условиях, когда надо спрашивать согласия жителей улицы о переименовании, сделать это непросто. Но они так увлеклись самообеспечением за государственный счет, что им некогда этим заниматься. (Как они все лебезили и восхваляли Балабуева, когда он был генеральным конструктором).

К сведению, ГП «Антонов» уже несколько лет не создает и не строит самолеты и стратегия на следующие 3 года – это поддержание летной годности самолетов авиакомпании «Авиалинии Антонов», импортозамещение российских комплектующих и, возможно, модернизация Ан-124-100. Нет там ни создания ни производства самолетов (см. «Авиастроение Украины: Дайте денег, может быть, построим самолет».

Я очень уважаю Игоря Сикорского, это гениальный конструктор. Но у меня вопрос: где были руководители ГП «Антонов», когда в Киеве решался вопрос о названии аэропорта «Жуляны» именем И.И. Сикорского? Неужели О.К. Антонов или П.В. Балабуев, реально сделавшие для авиастроительной отрасли Украины, можно сказать, все и благодаря которым до сих пор существует ГП «Антонов», не достойны того, чтобы именем Петра Балабуева (советский и украинский генеральный конструктор уже в независимой Украине) назвали, например, аэропорт в Борисполе? Балабуев П.В. родился и всю жизнь прожил и проработал в Украине, а созданные под его руководством самолеты «Руслан» и «МРІЯ» являются шедеврами мирового авиастроения!

К сожалению, в данном случае посольство США не даст очередного «волшебного пенделя» киевской власти за забытье и неуважение знаменитых украинских создателей и производственников всего, чем пользуются нынешние поколения в независимой Украине.

Еще к слову о памяти. По-моему, как-то несолидно выглядит металлический монумент О.К. Антонову, сделанный 35 лет тому назад в ОКБ. Он совсем затерялся на фоне окружающих его памятников. Правда, после моей прошлогодней публикации его почистили от ржавчины в местах винтовых креплений на обратной стороне. Возможно, стоит поставить Олегу Константиновичу новый монумент, соответствующий его вкладу в нашу Родину?

Памятник О.К. Антонову на Байковом кладбище

Память, уважение к человеку… Интересный факт из жизни нашего северного соседа. В августе 2019 года (!!!) в Ульяновске (российская федерация, если кто не помнит) установили памятник и назвали улицу в честь нашего соотечественника - бывшего ведущего конструктора по самолету Ан-124, ставшего в последствии главным конструктором (после того как главный конструктор самолета Ан-124 П.В. Балабуев стал генеральным конструктором) Виктора Ильича Толмачева, а еще годом раньше (в 2018 году) назвали именем О.К. Антонова один из самолетов Ан-124-100 «Руслан» из состава ВТА МО рф. Решение приняли сами, без чьей-либо указки извне.

Я очень надеюсь, что при новой власти в Украине будет восстановлена историческая справедливость. И памятники будут устанавливать, и улицы будут называть именами тех, кто строил и создавал богатства, повышал обороноспособность государства и страны Украина! Ведь до сих пор вооруженные силы, Министерство внутренних дел и чрезвычайных ситуаций, а также правительственный отряд Украины летают на самолетах, созданных О.К. Антоновым и П.В. Балабуевым!

Мы сами, без подсказки со стороны наших заокеанских друзей, должны гордиться, активно популяризировать наших выдающихся соотечественников. Ведь и О.К. Антонов, и П.В. Балабуев и многие другие, которые создали и построили тысячи самолетов марки «Ан» - это настоящий, полноценный бренд Украины, и мы, и наши потомки должны быть благодарны им за их деяния и хранить память о них.

Я убежден, что таких людей в каждой отрасли у нас много, но мало кто о них знает. Пора знакомить нас (украинцев) и весь мир с нашими выдающимися земляками.

P.S. Выражаю благодарность моей жене Маринке Полянской (коренной киевлянке, именно она показала мне дом Сикорского и знакомит меня со своей малой родиной – тихим центром в Киеве, который стал родным и близким мне) за идеи и помощь в написании статьи.

Анатолий Григорьевич ВОВНЯНКО, ведущий конструктор в службе самолета Ан-70 1982-1985 г.г., руководитель службы ведущих конструкторов по самолету Ан-225 1985-1989 г.г., зам. Главного конструктора по самолетам Ан-225, Ан-325 и авиационно-космическим системам 1989-1991 г.г., зам. Главного конструктора по самолету Ан-218 1991-1994 г.г., зам. Главного конструктора по самолетам Ан-124, Ан-124-100, Ан-225 и их модификациям, а также авиационно-космическим системам 1994-2008г.г.

Самолет Ан-124 -100 «Руслан». Главный конструктор П.В. Балабуев. Фото предоставлено автором



Коментарі

Коментарі відсутні. Можливо, ваш буде першим?

Додати коментар

Новости от Киноафиша.юа
Загрузка...
Загрузка...

Останні новини

За прошедшие сутки на линии фронта произошло 68 боевых столкновений, враг нанес 2 ракетных и 64 авиационных удара, 75 раз обстрелял из РСЗО

детальніше
Конфлікти і закони © 2008-2024.

Електронна версія всеукраїнського юридичного журналу «Конфлікти і закони». Свідоцтво про держреєстрацію: КВ № 13326-2210Р від 19.11.2007 р. Повний або частковий передрук матеріалів сайту дозволяється лише після письмової згоди редакції. Увага! Починаючи з 21.11.2013 року (дня провалу євроінтеграції з ЄС), редакція журналу «Конфлікти і закони» (всупереч правилам правопису) залишає за собою право публікувати слова «партія регіонів» та «віктор федорович янукович» з малої літери. Також, починаючи з 29.06.2016 року, редакція «КЗ» залишає за собою право назавжди публікувати на своїх сторінках з малої літери слова (і утворені від них абревіатури) та словосполучення «москва», «росія», «російська федерація», «володимир путін», а разом з ними і скорочення «роскомнадзор» (як і всі інші держустанови росії), порушивши таким чином встановлені правила правопису незалежно від мов, на яких ці слова та назви публікуються. Це наша зброя в інформаційній війні з окупантом.