​На дворе 2023 год. Вот как мы исправили мировую экономику

2023 год. Пандемия COVID-19 подошла к концу, и мировая экономика находится на пути к выздоровлению. Как мы сюда попали? Как наша экономика и общество развивались, чтобы преодолеть величайший кризис нашего времени?


Начнем с лета 2020 года, когда неослабевающее распространение болезней предвещало все более плачевные перспективы для экономики и общества.

Пандемия выявила критические факторы уязвимости во всем мире - низкооплачиваемые основные работники, нерегулируемый финансовый сектор и крупные корпорации, пренебрегающие инвестициями в пользу более высоких цен на акции. В условиях спада экономики правительства осознали, что и домашние хозяйства, и предприятия нуждаются в помощи - и быстро. Но с учетом еще свежих воспоминаний о финансовом кризисе 2008 года вопрос заключался в том, как правительства могли бы организовать финансовую помощь таким образом, чтобы они приносили пользу обществу, а не поддерживали корпоративные прибыли и несостоятельную систему.

Отголосок «золотого века» капитализма - периода после 1945 года, когда западные страны направили финансы в нужные области экономики - стало ясно, что необходимы новые меры политики для устранения климатических рисков, стимулирования зеленого кредитования, расширения финансовых институтов, решение социальных и экологических задач и запрет деятельности финансового сектора, не служащего ясной общественной цели. Европейский союз первым предпринял конкретные шаги в этом направлении после согласования в августе исторического пакета мер по восстановлению в размере 1,8 трлн евро. В рамках пакета ЕС обязал правительства, получающие средства, реализовывать сильные стратегии решения проблемы изменения климата, сокращения цифрового разрыва и укрепления систем здравоохранения.

В конце 2020 года этот амбициозный план восстановления помог стабилизировать евро и положил начало новому европейскому возрождению, в котором граждане помогли определить повестку дня. Европейское руководство использовало политику, ориентированную на вызовы, для создания 100 городов с нейтральным выбросом углерода по всему континенту. Такой подход привел к возрождению новых энергоэффективных зданий; модернизированный общественный транспорт, призванный сделать его экологически безопасным, доступным и бесплатным; и художественное возрождение на общественных площадях, когда художники и дизайнеры переосмысливают городскую жизнь, взяв за основу гражданство и гражданскую жизнь. Правительства использовали цифровую революцию для улучшения государственных услуг, от цифрового здравоохранения до электронных карт и создания государства всеобщего благосостояния, ориентированного на граждан. Эта трансформация потребовала инвестиций как со стороны предложения, так и со стороны спроса, при этом государственные закупки становятся инструментом новаторского мышления, пронизывающего все ветви власти.

США начали менять свой подход после 3 ноября 2020 года, когда Джо Байден победил Дональда Трампа на президентских выборах, и демократы получили большинство в обеих палатах Конгресса. После своей инаугурации в январе 2021 года президент Байден быстро приступил к восстановлению ослабленных связей между Америкой и Европой, создав форум для обмена коллективным интеллектом, который мог бы послужить основой для более разумной формы правления. Европейские правительства стремились извлечь уроки из инвестиционных стратегий, используемых правительством США - например, во главе с агентством оборонных исследований DARPA - для стимулирования исследований и разработок в области технологий высокого риска. И США стремились узнать у Европы, как создавать устойчивые города и активизировать гражданское участие.

Поскольку COVID-19 все еще свирепствует, мир осознал необходимость уделять приоритетное внимание коллективному разуму и ставить общественные ценности в центр инноваций в области здравоохранения. США и другие страны отказались от противодействия введению обязательного патентного пула Всемирной организации здравоохранения, который не позволял фармацевтическим компаниям злоупотреблять патентами для получения монопольной прибыли. Смелые условия были поставлены в отношении управления интеллектуальной собственностью, ценообразования и производства препаратов и вакцин против COVID-19, чтобы гарантировать, что методы лечения будут доступными и общедоступными.

В результате фармацевтические компании больше не могли взимать плату за лекарства или вакцины по своему усмотрению; правительства сделали обязательным, чтобы ценообразование отражало значительный общественный вклад в их исследования и разработки. Это вышло за рамки лечения COVID-19 и повлияло на цены на ряд лекарств, от лечения рака до инсулина. Более богатые страны также обязались увеличить производственные мощности во всем мире и использовать массовые глобальные закупки для закупки вакцин для более бедных стран.

11 февраля 2021 года FDA одобрило производство наиболее многообещающей вакцины COVID-19 для производства в США. Массовое производство началось немедленно, были реализованы планы быстрого глобального распространения, и первые граждане получили прививки в течение трех недель, причем бесплатно. Это была самая быстрая разработка и производство вакцины за всю историю наблюдений, а также колоссальный успех в инновациях в области здравоохранения.

Когда вакцина была готова к распространению, национальные органы здравоохранения конструктивно работали с коалицией участников глобального здравоохранения - во главе с ВОЗ, Фондом Билла и Мелинды Гейтс и другими - над коллективной разработкой справедливого глобального плана распределения, который поддерживал бы цели общественного здравоохранения. Странам с низким и средним уровнем доходов, а также медицинским работникам и основным работникам был предоставлен приоритетный доступ к вакцине, в то время как страны с более высоким уровнем доходов параллельно осуществляли программы иммунизации.

Кризис со здоровьем был близок к концу. Но в июне 2021 года мировая экономика все еще находилась в депрессивном состоянии. Когда правительства начали обсуждать свои варианты новых пакетов стимулов, разразилась волна общественных протестов, когда налогоплательщики в Бразилии, Германии, Канаде и других странах потребовали общих вознаграждений в обмен на спасение корпоративных гигантов.

Когда Байден пришел к власти, США серьезно отнеслись к этим требованиям и выдвинули жесткие условия для следующей волны корпоративной помощи. Компании, получающие средства, были обязаны поддерживать платежные ведомости и выплачивать своим работникам минимальную заработную плату в размере 15 долларов в час. Фирмам было навсегда запрещено участвовать в обратном выкупе акций и запрещалось выплачивать дивиденды или бонусы руководству до 2024 года. Компании должны были предоставить как минимум одно место в своих советах директоров для работников, а корпоративные советы должны были утверждать все политические расходы акционеров. Коллективные договоры остались в силе. И генеральные директора должны были подтвердить, что их компании соблюдают правила, или понести уголовное наказание за их нарушение.

В глобальном масштабе золотым стандартом была оказанная финансовая помощь, которая защищала работников и поддерживала жизнеспособный бизнес, приносящий пользу обществу. Это не всегда было четким упражнением, особенно в отраслях, бизнес-модели которых несовместимы с устойчивым будущим. Правительства также стремились избежать морального риска, связанного с поддержанием нежизнеспособных компаний. Таким образом, сланцевому сектору США, который до кризиса был убыточным, в большинстве случаев позволили обанкротиться, и рабочие прошли переподготовку для быстрорастущей солнечной отрасли в Пермском бассейне.

Летом 2022 года другой крупный кризис нашей эпохи перерос в апокалипсис. Климатический кризис наконец-то обрушился на развитый мир, проверив устойчивость социальных систем. На Среднем Западе США сильная засуха уничтожила посевы, которые давали шестую часть мирового производства зерна. Люди осознали необходимость того, чтобы правительства формировали скоординированный ответ на изменение климата и направляли глобальные бюджетные стимулы в поддержку зеленой экономики.

Однако речь шла не только о большом правительстве, но и о умном правительстве. Переход к зеленой экономике потребовал инноваций в огромных масштабах, охватывающих несколько секторов, целые цепочки поставок и все стадии технологического развития, от НИОКР до внедрения. На региональном, национальном и наднациональном уровнях амбициозные программы Green New Deal оказались на высоте, сочетая схемы гарантий занятости с целенаправленной промышленной стратегией. Правительства использовали закупки, гранты и займы, чтобы стимулировать как можно больше инноваций, помогая финансировать решения по избавлению от океана пластика, сокращению цифрового разрыва и решению проблемы бедности и неравенства.

Возникла новая концепция здорового зеленого курса, в которой климатические цели и целевые показатели благополучия рассматривались как взаимодополняющие и требовали политики как со стороны предложения, так и со стороны спроса. Понятие «социальная инфраструктура» стало таким же важным, как и физическая инфраструктура. Для энергетического перехода это означало сосредоточение внимания на будущей стратегии мобильности и создание амбициозной платформы для общественного транспорта, велосипедных дорожек, пешеходных дорожек и новых способов стимулирования здорового образа жизни. В Лос-Анджелесе мэр Эрик Гарсетти успешно превратил одну полосу автострады 405 в полосу для велосипедистов и в конце 2022 года проложил путь к подземной системе метро с нулевым выбросом углерода, бесплатной в месте использования.

Поднявшись на роль «предпринимательского государства», правительство, наконец, стало инвестором первой инстанции, который создавал ценности совместно с государственным сектором и гражданским обществом. Как и во времена программы Apollo, работа на правительство - а не на Google или Goldman Sachs - стала амбициозным направлением для талантливых специалистов, окончивших университет. Работа в правительстве стала настолько желанной и конкурентоспособной, что была сформирована новая учебная программа для получения степени магистра государственного управления для людей, которые хотели стать государственными служащими.

Итак, мы стоим здесь в 2023 году такими же людьми, но в другом обществе. COVID-19 убедил нас, что мы не можем вернуться к обычным делам.

Мир принял «новую норму», которая гарантирует, что государственно-частное сотрудничество определяется общественными интересами, а не частной прибылью. Вместо того, чтобы отдавать предпочтение акционерам, компании ценят всех заинтересованных лиц, и на смену финансированию пришли инвестиции в персонал, технологии и устойчивость.

Сегодня мы осознаем, что наши самые ценные граждане - это те, кто работает в сфере здравоохранения и социальной защиты, образования, общественного транспорта, супермаркетов и служб доставки. Прекращая нестандартную занятость и надлежащим образом финансируя наши общественные учреждения, мы ценим тех, кто держит наше общество вместе, и укрепляем нашу гражданскую инфраструктуру на случай предстоящих кризисов.

Пандемия COVID-19 забрала у нас так много жизней и лишила людей средств к существованию. Но это также предоставило нам возможность изменить нашу глобальную экономику, и мы преодолели нашу боль и травмы, чтобы объединиться и воспользоваться моментом. Единственное, что нужно было сделать - это обеспечить лучшее будущее для всех.

Mariana Mazzucato, time.com

Фото TIME



Коментарі

Коментарі відсутні. Можливо, ваш буде першим?

Додати коментар

Новости от Киноафиша.юа
Загрузка...
Загрузка...

Полковник ЗСУ у запасі та військовий експерт Роман Світан поділився думкою, як Дональд Трамп може повпливати на кінець війни в Україні

детальніше
Конфлікти і закони © 2008-2024.

Електронна версія всеукраїнського юридичного журналу «Конфлікти і закони». Свідоцтво про держреєстрацію: КВ № 13326-2210Р від 19.11.2007 р. Повний або частковий передрук матеріалів сайту дозволяється лише після письмової згоди редакції. Увага! Починаючи з 21.11.2013 року (дня провалу євроінтеграції з ЄС), редакція журналу «Конфлікти і закони» (всупереч правилам правопису) залишає за собою право публікувати слова «партія регіонів» та «віктор федорович янукович» з малої літери. Також, починаючи з 29.06.2016 року, редакція «КЗ» залишає за собою право назавжди публікувати на своїх сторінках з малої літери слова (і утворені від них абревіатури) та словосполучення «москва», «росія», «російська федерація», «володимир путін», а разом з ними і скорочення «роскомнадзор» (як і всі інші держустанови росії), порушивши таким чином встановлені правила правопису незалежно від мов, на яких ці слова та назви публікуються. Це наша зброя в інформаційній війні з окупантом.