Кому нужен примитив и лакей?

lakey

 
Рискну предположить, что общество наше уж очень насыщено примитивизмом и нежеланием вникать в причинно-наследственную природу жизни. В ее коды и символы. Примитив не просто, видимо, кому-то нужен. Он существо, востребованное власть имущими, да и само общество воспринимает его пока, увы, с достаточным воодушевлением, пониманием. Психология плебейства – банализация реальности. Отсюда и возникают многие антидемократические и правовые моменты, при которых невыполнение конституции и законов становится в Украине обычной нормой, реальностью развития общества. И хотя идет этот антиконституционный процесс явно не на пользу людям - конкретных сдвигов на улучшение ситуации не проглядывается.


Пишу эти строки и невольно вспоминаю слова английского поэта Китса, который в письме к брату писал: «чтобы быть приспособленным для этого мира, человек должен отказаться от всего чувствительного и тонкого, что в нем есть». Сказано прямо как про нас.

Многие жители Украины на протяжении отпущенного им времени постоянно сталкиваются с градом проблем, которые передаются в наследство от поколения к поколению. Человек хочет верить во что-то лучшее и светлое и не может, реальность его от этой затеи оттягивает в безысходность. Таким образом, борьба с демонами страха и неудач переходит в хроническую форму. Человек не живет, а отбывает жизнь. Но, пожалуй, наибольший парадокс украинской державы в том, что в ней не всегда прослеживается место для украинского человека. 25 лет истории без истории. Пропавшее время украинства. Это если за Драгомановым.

Почти 64% украинцев считают, что в ближайший год ситуация в стране ухудшится (УНИАН, 26.03.2015). Ведь цены на все растут галопирующим темпом. А деловая газета «Взгляд» в публикации от 10.02.2015 «МВФ продолжает требовать ухудшения жизни украинцев», констатирует, что «требования МВФ в обмен за свои кредиты - сократить сотни тысяч рабочих мест учителей и врачей, повысить пенсионный возраст и довести тарифы за газ до европейских уровней». Однако возникает вопрос: соизмерим ли уровень нищенских зарплат и пенсий в Украине со странами Запада? Или руководителям украинского государства, министрам, имеющим для жизни больше, чем нужно, и на банковских счетах которых лежат миллионы, просто не понять страждущих людей, которые в буквальном смысле слова, сцепив зубы, пока терпят весь этот маразм и беспредел? Все чаще звучат голоса: для чего, для кого был Майдан и столько человеческих жертв?..

Думается, что все вероятные модели новой государственности рассчитаны на один и тот же тип человека: человека с маленькой буквы, всецело зависимого от высшей державной власти и собственного значения не имеющего. К глубокому сожалению, приходится признать: для такого циничного отношения к человеческому достоинству есть реальная опора в национальном менталитете. Так выходило у нас еще со времен Киевской Руси, что не закон регулировал ход вещей и жизнь человека, а противоборство права и обычая.

-Тебя как судить, по закону или по совести?

- За что ж по закону, господин (барин) ?! По совести, по сердцу суди.

Лукавил мужик. Знал по опыту, испытал на своей поротой шкуре, что правотой ничего в судах не добьешься, а вот умилением и умалением, глядишь, и разжалобишь супостата. Свободный человек полагается на право и требует справедливости, а зависимый просит милости и уповает на милосердие. Но как в Украине балансировать вокруг этих понятий, когда у нас хамство и грубость чиновников, их безответственное отношение к своим служебным обязанностям стало нормой, власть не может справиться с коррупцией и правовой анархией в среде бюрократов. И, что самое главное, зачастую различными должностными лицами игнорируются Конституция и законы Украины. Дискредитируется судебная система страны, не выполняются решения судов различных инстанций, а власть проявляет в этом случае политическую несостоятельность. И это позор для страны!

Статья 124 Конституции Украины гласит, что «судебные решения утверждаются судами именем Украины и являются обязательными для выполнения на всей территории страны». В реальности же, «уровень выполнения решений национальных судов составляет лишь 6-8%, а за 2014 год Украина выполнила только 7 решений Европейского Суда по правам человека» («Слово і діло», 5.04.2015). Как один из знаковых примеров, выигранные (три!) судебных дела журналистки Евгении Борщевской у Киевской государственной администрации о возмещении ей морального и материального ущерба, связанного с вредом здоровью. Но столичная власть уже два с половиной года игнорирует и не выполняет судебный вердикт. Президент, Премьер, Генпрокурор хранят по этому поводу молчание. Как будто так и надо. И что получается: Конституция и законы у нас писаны не для всех, а на дискредитацию судебной системы, выходит, всем наплевать?..

Удивительно, для чего и для кого государство содержит большой аппарат служащих Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, которые размещены вместе с руководством в огромном пятиэтажном здании в центре Киева на улице Институтской, 21? Слышали ли вы публичные, резкие протесты отсюда в адрес Президента Украины или Премьера, Генпрокуратуры по поводу невыполнения чиновниками судебных решений или хотя бы о резонансных нарушениях конституционных прав граждан?.. Вопрос риторический – ответ очевиден. Как, впрочем, и то, что нынешнее Министерство юстиции страны также не может остановить деструктивные процессы развала правовой государственной системы.

Человек- это звучит гордо! Так ли? Неслучайно этот тезис Горький вложил в уста опустившегося персонажа, оказавшегося на дне общества. В реальной жизни видовое понятие, оставленное для лакеев, трусов, половых в трактире, звучало почти постыдно, общей кличкой для безличности и безымянности.

- Эй, человек!

- Чего изволите?

- Подай-принеси-убери… пошел вон!

- Слушаю-сь…

Не правда ли, так созвучно и реально для ряда персонажей украинской современности.

Социальная инфантильность, выработанная таким образом в украинских мужике и женщине, въелась в гены потомков. Принцип: «моя хата с краю, я ничего не знаю» стал доминирующим для миллионов. Поколение за поколением проживало жизнь не по собственной воле, питая безропотностью державную силу и славу. Наши ментальные корни уходят в эту непроглядную толщу. При всех сменах режимов мы оказывались не готовы к свободе. Когда она доставалась нам волею судеб, мы просто не знали, что с ней делать и как строить свои отношения с властью. Человек с маленькой буквы, не имеющий настоящих навыков и качеств противостояния с властью и опыта общественной солидарности, ощущает свободу, как богооставленность и социальную брошенность. Своеобразный синдром Фирса. Чеховский герой, второстепенный персонаж «Вишневого сада», лакей в старом помещичьем доме, отмену крепостного права называл не иначе как «несчастье» и вспоминал с неизжитой горечью: «И, помню, все рады, а чему рады, и сами не знают. Мужики при господах, господа при мужиках, а теперь все враздробь, не поймешь ничего». Он отказался выйти на волю и остался холопом по собственному выбору. И служил верой и правдой… пока его не забыли за полной ненадобностью. Очевидно, в каком-то смысле большая масса нашего народа оказалась заражена синдромом Фирса. Что изменила в структуре власти смена политической системы? Все… и ничего. Прежде всего потому, что в стране не нашлось, на мой взгляд, минимально необходимого количества демократов, которые смогли бы стать закваской гражданского общества. Да и откуда было им взяться? Нас не учили индивидуальной свободе, строгому соблюдению Конституции и законов, личному достоинству. Скорее, наоборот… Отработанный социализмом человеческий материал оказался совершенно не подготовлен к жестким требованиям открытого общества, основанного на личной инициативе и социальной ответственности. А для власти, освободившейся от всякой идеологии, принципы рынка оказались удобным обоснованием собственной беспринципности. Зона свободного предпринимательства свелась к узкой полосе между произволом и беспределом, опасно открытой с обеих сторон.

Не сумев толком распорядиться пожалованной свободой, лояльные граждане и приспособленцы с облегчением прильнули к сильной руке власти, протянутой в социальном направлении.

-Ну что, человек, хорошо ли тебе было на воле?

- Ваше превосходительство, страх, как нехорошо! Дозвольте ручку поцеловать… Феодальный характер властных отношений (на всех уровнях – от кабинета министров до ЖЭКа) узнается по обязательному наличию пафоса. Руководящее лицо, каких бы оно ни было грубых форм и неприятных, тупоумных очертаний – должно быть выделено из общего масштаба почтительностью, доходящей до трепета. Служащий или обычный податель заявления выделяет лесть, как каракатица чернила, чтобы скрыть свою озабоченность и свою озлобленность и чтобы исчезнуть в глазах начальника как личность. По утвердившимся самодурским правилам, начальник всегда как бы на голову (мудрую) выше своего окружения: если ему не достает ума или роста, подчиненные скромно тушуются и сутулятся, чтобы, не дай Бог, не обидеть его невзначай неположенным преимуществом. Так на иконах святых по законам обратной перспективы доминируют заглавные персонажи. И все же, давайте вспомним в своих городах и населенных пунктам лица чиновников различного уровня и ранга. Наверняка найдется немало отрицательных персонажей. А вот в Киеве их полно. Если присмотреться с вниманием физиономистов к тем, кто нами руководит, то легко увидеть: нет и проблеска того, что называют интеллигентностью. Деревянные, недобрые, как будто на скорую руку тесаные лица. Во взглядах – жесткость и недоверие, а в жестах и позах – присутствие грубой силы в ее угрожающе-сдержанных формах. Силы, готовой к расправе по наименьшему поводу. Серые заявления, убогие мысли, озвучивание которых дается зачастую с большим трудом. А их украинский язык, да и местами русский – надругательство над языками и здравым смыслом.

Однако пафос – элемент совершенно неуместный в эффективной системе управления. Руководствоваться в работе демократических органов власти велеречивой сервильностью – все равно, что движок иномарки вместо технического масла заливать липовым медом. На казенном энтузиазме далеко не уедешь. По закону Грэшема, порченная монета вытесняет в обороте полноценную. Подхалимы подменяют профессионалов, интриганы выживают соперников, кланы и клики блокируют встречные и эффективные инициативы в борьбе за расположение начальства – и степень административного восторга растет в обратной пропорции к коэффициенту полезного действия системы. И эта архаическая традиция воспроизводится у нас в каждой ячейке по всей вертикали власти. Самое страшное, что такое положение устраивает большинство. Как бы это ни казалось на первый взгляд парадоксальным. Дело в том, что общий моральный уровень массы определяется не благородными героями, а подлыми людьми.

Обществу нужны не только вперед смотрящие, но и предусматривающие. Лишь то общество в полном смысле демократично, когда все оно – снизу доверху - ощущает правительством себя, а не верхушку, от коей все сначала раболепно ждут указаний и на которую потом сваливают вину за любые ошибки. Собственная трусливая безответственность – вот что скрывается под подхалимством беспрекословного исполнительства. Притерпелость к собственной пассивности, подавляя в зародыше потенциальную позитивную энергию многих талантливых людей, одновременно создает питательную среду для негативной энергии активничающих подлецов. Капитулянтский лозунг пассивности: «Я маленький человек, что я могу!» Но если ты оправдываешь свою трусость и приспособленчество тем, что ничего не можешь, то не моги и жаловаться, не моги и требовать! Как, к примеру, покричали чуть-чуть человек двести под киевской мэрией, протестуя против повышения коммунальных тарифов и проезда в метро и… разошлись. А где же судебные иски к Киевской администрации, где пачки писем-протестов к Президенту и Премьеру ? Или почему эти протесты не переходят в адекватную реакцию на избирательных участках ?... Видимо, не стоит совать везде попрошайническую руку, если не можете, образно говоря, сжать ее в кулак ! А может, и хватит бесконечных писем и протестов только «наверх», пора перейти к письмам и протестам «вниз» - к самим себе, против самих себя. Убийцы перестройки и улучшения жизни, скорее всего, среди нас. Мы убиваем их нашей гражданской робостью, нашим выжидательством – чья возьмет… Если руководствоваться принципами философа С.Франка, то из этих раздумий выплывает, что смысл жизни – вопрос самой жизни. И отмахнуться от этого невозможно. Ведь жизнь также страшна и многообразна или еще страшнее, чем, скажем, как необходимость куска хлеба для умирающего с голода. Жизнь сама по себе не имеет смысла. Она не способна на самосознание, существует и развивается по законам органики. Человек как органическое существо проходит те же стадии развития, что и любая органика: рождение, созревание, расцвет, смерть. Но человек способен мыслить, творить, анализировать прошедшее и предполагать, творить будущее. Это отделяет его, указывает на какое-то особое предназначение. В человеке природа как бы находит сама себя, как воплощение вечного начала. Вечное начало – Бог. Смысл жизни в том, чтобы прочувствовать и осознать свою причастность к вечному началу. Почувствовать с ним неразрывную связь. Без самоосознания абсолютной правды, без веры и борьбу за нее – все попытки человека переиначить мир, создать рай на земле обречены на поражение.

Александр БОРЩЕВСКИЙ, главный редактор журнала «Мир единоборств», лауреат золотой медали «Независимость» Киевской организации Национального союза журналистов Украины



Коментарі

Коментарі відсутні. Можливо, ваш буде першим?

Додати коментар

Новости от Киноафиша.юа
Загрузка...
Загрузка...

Останні новини

Этой ночью рашисты провели 10-часовую «шахедную» атаку по Украине - всего 13 «шахедов» было выпущено противником, все 13 БпЛА сбиты силами ПВО

детальніше
Конфлікти і закони © 2008-2024.

Електронна версія всеукраїнського юридичного журналу «Конфлікти і закони». Свідоцтво про держреєстрацію: КВ № 13326-2210Р від 19.11.2007 р. Повний або частковий передрук матеріалів сайту дозволяється лише після письмової згоди редакції. Увага! Починаючи з 21.11.2013 року (дня провалу євроінтеграції з ЄС), редакція журналу «Конфлікти і закони» (всупереч правилам правопису) залишає за собою право публікувати слова «партія регіонів» та «віктор федорович янукович» з малої літери. Також, починаючи з 29.06.2016 року, редакція «КЗ» залишає за собою право назавжди публікувати на своїх сторінках з малої літери слова (і утворені від них абревіатури) та словосполучення «москва», «росія», «російська федерація», «володимир путін», а разом з ними і скорочення «роскомнадзор» (як і всі інші держустанови росії), порушивши таким чином встановлені правила правопису незалежно від мов, на яких ці слова та назви публікуються. Це наша зброя в інформаційній війні з окупантом.