Кому нужен примитив и лакей?
- Подробиці
- Опубліковано 09.04.2015 15:12
-
Автор: Александр Борщевский Конфлікти і закони
- Переглядів: 3173
Рискну предположить, что общество наше уж очень насыщено примитивизмом и нежеланием вникать в причинно-наследственную природу жизни. В ее коды и символы. Примитив не просто, видимо, кому-то нужен. Он существо, востребованное власть имущими, да и само общество воспринимает его пока, увы, с достаточным воодушевлением, пониманием. Психология плебейства – банализация реальности. Отсюда и возникают многие антидемократические и правовые моменты, при которых невыполнение конституции и законов становится в Украине обычной нормой, реальностью развития общества. И хотя идет этот антиконституционный процесс явно не на пользу людям - конкретных сдвигов на улучшение ситуации не проглядывается.
Пишу эти строки и невольно вспоминаю слова английского поэта Китса, который в письме к брату писал: «чтобы быть приспособленным для этого мира, человек должен отказаться от всего чувствительного и тонкого, что в нем есть». Сказано прямо как про нас.
Многие жители Украины на протяжении отпущенного им времени постоянно сталкиваются с градом проблем, которые передаются в наследство от поколения к поколению. Человек хочет верить во что-то лучшее и светлое и не может, реальность его от этой затеи оттягивает в безысходность. Таким образом, борьба с демонами страха и неудач переходит в хроническую форму. Человек не живет, а отбывает жизнь. Но, пожалуй, наибольший парадокс украинской державы в том, что в ней не всегда прослеживается место для украинского человека. 25 лет истории без истории. Пропавшее время украинства. Это если за Драгомановым.
Почти 64% украинцев считают, что в ближайший год ситуация в стране ухудшится (УНИАН, 26.03.2015). Ведь цены на все растут галопирующим темпом. А деловая газета «Взгляд» в публикации от 10.02.2015 «МВФ продолжает требовать ухудшения жизни украинцев», констатирует, что «требования МВФ в обмен за свои кредиты - сократить сотни тысяч рабочих мест учителей и врачей, повысить пенсионный возраст и довести тарифы за газ до европейских уровней». Однако возникает вопрос: соизмерим ли уровень нищенских зарплат и пенсий в Украине со странами Запада? Или руководителям украинского государства, министрам, имеющим для жизни больше, чем нужно, и на банковских счетах которых лежат миллионы, просто не понять страждущих людей, которые в буквальном смысле слова, сцепив зубы, пока терпят весь этот маразм и беспредел? Все чаще звучат голоса: для чего, для кого был Майдан и столько человеческих жертв?..
Думается, что все вероятные модели новой государственности рассчитаны на один и тот же тип человека: человека с маленькой буквы, всецело зависимого от высшей державной власти и собственного значения не имеющего. К глубокому сожалению, приходится признать: для такого циничного отношения к человеческому достоинству есть реальная опора в национальном менталитете. Так выходило у нас еще со времен Киевской Руси, что не закон регулировал ход вещей и жизнь человека, а противоборство права и обычая.
-Тебя как судить, по закону или по совести?
- За что ж по закону, господин (барин) ?! По совести, по сердцу суди.
Лукавил мужик. Знал по опыту, испытал на своей поротой шкуре, что правотой ничего в судах не добьешься, а вот умилением и умалением, глядишь, и разжалобишь супостата. Свободный человек полагается на право и требует справедливости, а зависимый просит милости и уповает на милосердие. Но как в Украине балансировать вокруг этих понятий, когда у нас хамство и грубость чиновников, их безответственное отношение к своим служебным обязанностям стало нормой, власть не может справиться с коррупцией и правовой анархией в среде бюрократов. И, что самое главное, зачастую различными должностными лицами игнорируются Конституция и законы Украины. Дискредитируется судебная система страны, не выполняются решения судов различных инстанций, а власть проявляет в этом случае политическую несостоятельность. И это позор для страны!
Статья 124 Конституции Украины гласит, что «судебные решения утверждаются судами именем Украины и являются обязательными для выполнения на всей территории страны». В реальности же, «уровень выполнения решений национальных судов составляет лишь 6-8%, а за 2014 год Украина выполнила только 7 решений Европейского Суда по правам человека» («Слово і діло», 5.04.2015). Как один из знаковых примеров, выигранные (три!) судебных дела журналистки Евгении Борщевской у Киевской государственной администрации о возмещении ей морального и материального ущерба, связанного с вредом здоровью. Но столичная власть уже два с половиной года игнорирует и не выполняет судебный вердикт. Президент, Премьер, Генпрокурор хранят по этому поводу молчание. Как будто так и надо. И что получается: Конституция и законы у нас писаны не для всех, а на дискредитацию судебной системы, выходит, всем наплевать?..
Удивительно, для чего и для кого государство содержит большой аппарат служащих Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, которые размещены вместе с руководством в огромном пятиэтажном здании в центре Киева на улице Институтской, 21? Слышали ли вы публичные, резкие протесты отсюда в адрес Президента Украины или Премьера, Генпрокуратуры по поводу невыполнения чиновниками судебных решений или хотя бы о резонансных нарушениях конституционных прав граждан?.. Вопрос риторический – ответ очевиден. Как, впрочем, и то, что нынешнее Министерство юстиции страны также не может остановить деструктивные процессы развала правовой государственной системы.
Человек- это звучит гордо! Так ли? Неслучайно этот тезис Горький вложил в уста опустившегося персонажа, оказавшегося на дне общества. В реальной жизни видовое понятие, оставленное для лакеев, трусов, половых в трактире, звучало почти постыдно, общей кличкой для безличности и безымянности.
- Эй, человек!
- Чего изволите?
- Подай-принеси-убери… пошел вон!
- Слушаю-сь…
Не правда ли, так созвучно и реально для ряда персонажей украинской современности.
Социальная инфантильность, выработанная таким образом в украинских мужике и женщине, въелась в гены потомков. Принцип: «моя хата с краю, я ничего не знаю» стал доминирующим для миллионов. Поколение за поколением проживало жизнь не по собственной воле, питая безропотностью державную силу и славу. Наши ментальные корни уходят в эту непроглядную толщу. При всех сменах режимов мы оказывались не готовы к свободе. Когда она доставалась нам волею судеб, мы просто не знали, что с ней делать и как строить свои отношения с властью. Человек с маленькой буквы, не имеющий настоящих навыков и качеств противостояния с властью и опыта общественной солидарности, ощущает свободу, как богооставленность и социальную брошенность. Своеобразный синдром Фирса. Чеховский герой, второстепенный персонаж «Вишневого сада», лакей в старом помещичьем доме, отмену крепостного права называл не иначе как «несчастье» и вспоминал с неизжитой горечью: «И, помню, все рады, а чему рады, и сами не знают. Мужики при господах, господа при мужиках, а теперь все враздробь, не поймешь ничего». Он отказался выйти на волю и остался холопом по собственному выбору. И служил верой и правдой… пока его не забыли за полной ненадобностью. Очевидно, в каком-то смысле большая масса нашего народа оказалась заражена синдромом Фирса. Что изменила в структуре власти смена политической системы? Все… и ничего. Прежде всего потому, что в стране не нашлось, на мой взгляд, минимально необходимого количества демократов, которые смогли бы стать закваской гражданского общества. Да и откуда было им взяться? Нас не учили индивидуальной свободе, строгому соблюдению Конституции и законов, личному достоинству. Скорее, наоборот… Отработанный социализмом человеческий материал оказался совершенно не подготовлен к жестким требованиям открытого общества, основанного на личной инициативе и социальной ответственности. А для власти, освободившейся от всякой идеологии, принципы рынка оказались удобным обоснованием собственной беспринципности. Зона свободного предпринимательства свелась к узкой полосе между произволом и беспределом, опасно открытой с обеих сторон.
Не сумев толком распорядиться пожалованной свободой, лояльные граждане и приспособленцы с облегчением прильнули к сильной руке власти, протянутой в социальном направлении.
-Ну что, человек, хорошо ли тебе было на воле?
- Ваше превосходительство, страх, как нехорошо! Дозвольте ручку поцеловать… Феодальный характер властных отношений (на всех уровнях – от кабинета министров до ЖЭКа) узнается по обязательному наличию пафоса. Руководящее лицо, каких бы оно ни было грубых форм и неприятных, тупоумных очертаний – должно быть выделено из общего масштаба почтительностью, доходящей до трепета. Служащий или обычный податель заявления выделяет лесть, как каракатица чернила, чтобы скрыть свою озабоченность и свою озлобленность и чтобы исчезнуть в глазах начальника как личность. По утвердившимся самодурским правилам, начальник всегда как бы на голову (мудрую) выше своего окружения: если ему не достает ума или роста, подчиненные скромно тушуются и сутулятся, чтобы, не дай Бог, не обидеть его невзначай неположенным преимуществом. Так на иконах святых по законам обратной перспективы доминируют заглавные персонажи. И все же, давайте вспомним в своих городах и населенных пунктам лица чиновников различного уровня и ранга. Наверняка найдется немало отрицательных персонажей. А вот в Киеве их полно. Если присмотреться с вниманием физиономистов к тем, кто нами руководит, то легко увидеть: нет и проблеска того, что называют интеллигентностью. Деревянные, недобрые, как будто на скорую руку тесаные лица. Во взглядах – жесткость и недоверие, а в жестах и позах – присутствие грубой силы в ее угрожающе-сдержанных формах. Силы, готовой к расправе по наименьшему поводу. Серые заявления, убогие мысли, озвучивание которых дается зачастую с большим трудом. А их украинский язык, да и местами русский – надругательство над языками и здравым смыслом.
Однако пафос – элемент совершенно неуместный в эффективной системе управления. Руководствоваться в работе демократических органов власти велеречивой сервильностью – все равно, что движок иномарки вместо технического масла заливать липовым медом. На казенном энтузиазме далеко не уедешь. По закону Грэшема, порченная монета вытесняет в обороте полноценную. Подхалимы подменяют профессионалов, интриганы выживают соперников, кланы и клики блокируют встречные и эффективные инициативы в борьбе за расположение начальства – и степень административного восторга растет в обратной пропорции к коэффициенту полезного действия системы. И эта архаическая традиция воспроизводится у нас в каждой ячейке по всей вертикали власти. Самое страшное, что такое положение устраивает большинство. Как бы это ни казалось на первый взгляд парадоксальным. Дело в том, что общий моральный уровень массы определяется не благородными героями, а подлыми людьми.
Обществу нужны не только вперед смотрящие, но и предусматривающие. Лишь то общество в полном смысле демократично, когда все оно – снизу доверху - ощущает правительством себя, а не верхушку, от коей все сначала раболепно ждут указаний и на которую потом сваливают вину за любые ошибки. Собственная трусливая безответственность – вот что скрывается под подхалимством беспрекословного исполнительства. Притерпелость к собственной пассивности, подавляя в зародыше потенциальную позитивную энергию многих талантливых людей, одновременно создает питательную среду для негативной энергии активничающих подлецов. Капитулянтский лозунг пассивности: «Я маленький человек, что я могу!» Но если ты оправдываешь свою трусость и приспособленчество тем, что ничего не можешь, то не моги и жаловаться, не моги и требовать! Как, к примеру, покричали чуть-чуть человек двести под киевской мэрией, протестуя против повышения коммунальных тарифов и проезда в метро и… разошлись. А где же судебные иски к Киевской администрации, где пачки писем-протестов к Президенту и Премьеру ? Или почему эти протесты не переходят в адекватную реакцию на избирательных участках ?... Видимо, не стоит совать везде попрошайническую руку, если не можете, образно говоря, сжать ее в кулак ! А может, и хватит бесконечных писем и протестов только «наверх», пора перейти к письмам и протестам «вниз» - к самим себе, против самих себя. Убийцы перестройки и улучшения жизни, скорее всего, среди нас. Мы убиваем их нашей гражданской робостью, нашим выжидательством – чья возьмет… Если руководствоваться принципами философа С.Франка, то из этих раздумий выплывает, что смысл жизни – вопрос самой жизни. И отмахнуться от этого невозможно. Ведь жизнь также страшна и многообразна или еще страшнее, чем, скажем, как необходимость куска хлеба для умирающего с голода. Жизнь сама по себе не имеет смысла. Она не способна на самосознание, существует и развивается по законам органики. Человек как органическое существо проходит те же стадии развития, что и любая органика: рождение, созревание, расцвет, смерть. Но человек способен мыслить, творить, анализировать прошедшее и предполагать, творить будущее. Это отделяет его, указывает на какое-то особое предназначение. В человеке природа как бы находит сама себя, как воплощение вечного начала. Вечное начало – Бог. Смысл жизни в том, чтобы прочувствовать и осознать свою причастность к вечному началу. Почувствовать с ним неразрывную связь. Без самоосознания абсолютной правды, без веры и борьбу за нее – все попытки человека переиначить мир, создать рай на земле обречены на поражение.
Александр БОРЩЕВСКИЙ, главный редактор журнала «Мир единоборств», лауреат золотой медали «Независимость» Киевской организации Национального союза журналистов Украины
Також з цієї категорії...
За 20 километров от Киева...
16 окт. 2010 г.
В Мукачево у перестрілці з...
12 июл. 2015 г.
Житомирська міська рада підтримала звернення...
10 февр. 2016 г.
Набираючі популярність...
П’ять років тюрми отримав настоятель...
21 дек. 2024 г.
Столичні правоохоронці розшукали 16-річного юнака,...
21 дек. 2024 г.
Оперативна інформація станом на 08.00...
22 дек. 2024 г.
Останні новини
22.12.2024 11:00
Трамп може закінчити війну дуже швидко?22.12.2024 10:45
1820 кацапів подохло минулої доби на українській земліПолковник ЗСУ у запасі та військовий експерт Роман Світан у воєнному зведенні на 21 грудня обговорив наступні фронтові теми:
Коментарі