Война адвокатов: борьба за власть или верховенство права
- Подробиці
- Опубліковано 11.11.2009 23:54
-
Автор: Конфлікти і закони
- Переглядів: 6684
Приветствие участникам съезда |
Политика просочилась во все области жизнедеятельности человека. И не удивительно, что именно политическая необходимость заставляет людей предпринимать какие-либо решения, дабы достичь нужного результата. И не важно, чья это политика: большой компании, маленькой фирмы, политической партии или представителей от адвокатского содружества.
Выборы всегда с технологиями
Второго ноября 2009 в г. Одессе состоялся V Съезд адвокатов Украины. Съезд проводили с целью назначения членов Высшего совета юстиции в соответствии с Законом Украины «О Высшем совете юстиции» в связи с окончанием полномочий членов Высшего совета юстиции от адвокатуры. А проще говоря – выбирали трех адвокатов, которые будут иметь полномочия участвовать в назначении судейского корпуса.
Цель, как говорится, – благая. Да только прошел этот съезд не совсем так, как планировали его организаторы. Правда, прежде чем говорить о том, что все же привело к «военным действиям», следует вернуться к истокам.
В принципе, срок нынешних членов Высшего совета юстиции заканчивается лишь в феврале-марте следующего года. И избирать новых – это нормальный процесс для демократически грамотного общества. Поэтому и не удивительно, что V Съезд адвокатов был запланирован на февраль 2010 года. Но до февраля никто ждать не собирался.
Пятницу, шестого ноября 2009 года, сознательное адвокатское собрание запомнит надолго. Именно в этот день в УНИАН прошла пресс-конференция, внесшая определенную смуту в общем-то не очень скандальный адвокатский мир (юристы привыкли решать все вопросы более лояльно и без лишней шумихе в прессе). А в этом случае – заявленная пресс-конференция, да еще и в одном из наиболее известных украинских информационных агентств. Естественно, что пресса задалась вопросом: а что в принципе случилось?
Делегаты V Съезда юристов Украины в зале |
Как сообщили на пресс-конференции ее организаторы - Сергей Коннов, адвокат, старший партнер адвокатской конторы «Коннов и Созановский», президент Ассоциации юристов Украины, адвокат Татьяна Монтян и адвокат Андрей Цыганков, обратиться к прессе их вынудил факт манипуляции со стороны оргкомитета V Съезда - Высшей квалификационной комиссии адвокатуры (ВККА), которая организовала и провела съезд адвокатов не совсем «чисто и прозоро». Более того: организаторы пресс-конференции сообщили, что на первую неделю ноября было запланировано сразу два V съезда адвокатов Украины, при этом с абсолютно одинаковой повесткой дня. Первым прошел съезд в Одессе, а второй – пока так и не состоялся. Более того, как оказалось, после 2 ноября, Генеральная прокуратура Украины потребовала запретить подготовку и проведение V Съезда адвокатов Украины (хотя он и состоялся в Одессе), а значит, прокуратура пожелала запретить именно второй.
Как рассказали организаторы пресс-конференции, заместитель Генерального прокурора Украины В.Кудрявцев 5 ноября 2009 года издал предписание, адресованное киевским адвокатам, с требованием «немедленно прекратить действия, направленные на созыв и проведение V Съезда адвокатов Украины, как противоречащие требованиям Законов Украины «О Высшем совете юстиции» и «Об адвокатуре». То есть: этот документ был направлен на запрет организации съезда, запланированного группой киевских адвокатов на 6 ноября 2009 года. Как сообщили прессе адвокаты, в документе от Генеральной прокуратуры много скользких моментов. Так, со слов выступающих, Генеральная прокуратура Украины указывает, что Оргкомитет V Съезда адвокатов Украины созван адвокатами Цыганковым, Бойко и Плисой – (а именно им адресовано предписание прокурора), хотя всем давно известно, что Оргкомитет V Съезда создала Высшая квалификационная комиссия адвокатуры (ВККА) во главе с Владимиром Высоцким.
Так же выступающие отметили, что в вышеуказанном документе заместитель Генерального прокурора Украины усмотрел нарушение в том, что съезд «инициирован без проведения региональных конференций по избранию делегатов на съезд». Но, как заявили инициаторы пресс-конференции, заместитель Генерального прокурора Украины невнимательно читал закон: региональные конференции нужны для выборов делегатов, а вот положения о том, кто инициирует съезд адвокатов, в законе нет. Тем не менее, со слов адвокатов, замгенпрокурора нашел в Законе Украины «Об адвокатуре» положение, что субъектом созыва конституционного органа могут быть только органы адвокатуры, законодательно определенные и признанные, что тоже с точки зрения организаторов пресс-конференции не совсем соответствует закону.
Ну, а кроме всего прочего, оказалось, что адвокатам Андрею Циганкову, Наталии Плисе и Игорю Бойко было выдвинуто обвинение по статьям 109 (насильственное изменение или свержение государственной власти) и 170 (препятствование законной деятельности профсоюзов, политических партий, общественных организаций или их органов) Уголовного кодекса Украины. А значит, со слов выступающих, выходило, адвокатов обвиняли чуть ли не в свержении законной власти…
Что не срослось?
Это и попытались разъяснить Сергей Коннов, Татьяна Монтян, и Андрей Цыганков (двое последних были делегатами одесского съезда - авт.).
Выступая перед прессой, они отметили, что интерес к назначению трех членов Высшего совета юстиции – не случаен (особенно учитывая политическую ситуацию в стране). А потому не удивительно, что Высшая квалификационная комиссия адвокатуры и организовала съезд, который и избрал нужных членов Высшего совета юстиции.
А вот съезд, который хотела организовать киевская группа адвокатов, (как альтернативный съезду в Одессе), – запретила Генеральная прокуратура Украины.
Как заявили адвокаты Татьяна Монтян и Андрей Циганков, которые были делегатами одесского съезда, полномочия трех нынешних членов адвокатуры, состоящих в Высшем совете юстиции, истекают только в феврале-марте 2010 года. Тем не менее, 19 июня 2009 года Высшая квалификационная комиссия адвокатуры приняла два решения. Первое - о созыве съезда адвокатов. Второе – о назначении членов Высшей квалификационной комиссии адвокатуры его делегатами, хотя закон о Высшем совете юстиции прямо предусматривает, что делегаты на съезд избираются из числа адвокатов на конференциях. Были (со слов адвокатов) ими приняты и другие кулуарные решения, такие как организация и формирование оргкомитета съезда, в который попал весь состав Высшей квалификационной комиссии адвокатуры.
С точки зрения выступающих на пресс-конференции адвокатов, решения, принятые ВККА, являлись незаконными, а проведенный съезд в Одессе не представлял большинства адвокатов Украины. Хотя в Одессе съезд уже назначил членами ВСЮ государственного служащего I ранга Лидию Изовитову, председателя ВККА Владимира Высоцкого и адвоката Сергея Сафулько, которые для обретения полномочий должны принять присягу в Верховном Совете Украины. Но, как заметили организаторы пресс-конференции, подобные шаги Высшей квалификационной комиссии адвокатуры – это захват власти в Высшем совете юстиции, и такие действия юристов в конечном итоге могут плохо повлиять на будущее судейского корпуса в Украине.
Председатель Союза юристов Украины Валерий Евдокимов на трибуне |
Правда, с организаторами пресс-конференции совсем не согласился Валерий Евдокимов - Председатель Союза юристов Украины, Президент Всемирной ассоциации юристов, который, судя по всему, не был приглашен на пресс-конференцию и присутствовал на ней как вольный слушатель. Он, обращаясь к Коннову, Монтян и Цыганкову, заметил, что подобные скандалы – вредят юридическому сообществу, и являются никому не нужными. «Когда мы принимали Закон «О высшем совете юстиции» и Конституцию Украины, именно я предложил, чтобы в ст.131 Конституции было указано, что Высший совет юстиции формируется не Союзом юристов Украины, не съездом Союза адвокатов Украины, а адвокатами Украины. И это было предложено не зря. Я всегда поддерживал адвокатов, и сегодня я не хочу вмешиваться в конфликтную ситуацию, сложившуюся в связи со съездом, прошедшим 2 октября 2009 года, поскольку придерживаюсь нейтралитета. Но должен заметить: когда мне предложили стать делегатом этого съезда, я – отказался, чтобы в дальнейшем иметь возможность давать непредвзятую оценку всему происходящему. И сегодня меня не интересуют разборки между делегатами съезда. Для меня важней, кто будет избран членом Высшего совета юстиции.
Конечно, я прекрасно знаю, как формируется судебный корпус Украины, и осознаю, что такой подход оставляет желать лучшего. Но в этом повинны не только члены тройки адвокатов, которые назначаются съездами (поскольку в совет входят 20 человек). И, какая бы ни была позиция адвокатов, от их трех кандидатур мало что зависит, поскольку в Совете все решения принимаются большинством.
Мне не хочется вмешиваться в возникший скандал. Но у меня возникает вопрос: что ожидает в ближайшем будущем адвокатуру Украины? В стране до сих пор не принято ни нового Закона «Об адвокатуре», ни изменений в существующий. А ведь он – требует изменений. А такие скандалы только отодвигают их рассмотрение и принятие. Что же касается вопроса достойных или не достойных для избрания членами Высшего совета юстиции, то должен отметить, что Высшая квалификационная комиссия адвокатов никакого отношения к государственным органам не имела, не имеет и иметь не будет (Кабинет Министров просто обязан способствовать развитию деятельности Высшей квалификационной комиссии адвокатов). Но ВККА - не правительственная структура. И говорить о том, имела ли она право созывать съезд или нет – не имеет смысла, поскольку я не вижу даже предмета для разговора. Но меня волнует, что будет дальше с адвокатским корпусом. Те, кто устроил эту пресс-конференцию, - объявили войну против самих себя. А работа адвокатского корпуса требует солидарности, поскольку существует масса вопросов (среди них и бесправие адвокатов), которые следует незамедлительно решать. И хотя я не выступаю в качестве защитника происходящего процесса (ни от ВККА, ни от адвокатов), но такими действиями они (те, кто хочет опротестовать съезд, - авт.) отодвинут на неопределенное время принятие того же Закона «Об адвокатуре» (или изменений в него).
Что же до законности проведения съезда – то я видел протоколы и знаю, что на съезде были представители от 27 регионов (хотя их видели не все члены мандатной комиссии - авт), а значит – он легитимен. Поэтому моя позиция однозначна – все вопросы должны решаться цивилизованным путем, без скандалов и проволочек. Поэтому я хочу заявить, что Союз юристов Украины не позволит устраивать хаос, который только будет мешать работать адвокатскому корпусу» - заявил Валерий Евдокимов.
Его точку зрения разделила и Алла Ванникова, которая также была делегатом съезда в Одессе и тоже не согласилась с аргументами, представленными организаторами пресс-конференции.
А что говорят другие?
Чтобы как-то расставить точки над «і», «Конфликты и законы» связались с Юрием Михальским – председателем Всеукраинского профсоюза правоведов Украины, который также был делегатом V Съезда юристов в Одессе, а потому смог дать независимую трактовку разгоревшегося скандала.
Как заметил господин Михальский, из почти тридцати тысяч адвокатов, получивших свидетельство на свою деятельность, о проведении съезда знало не боле нескольких тысяч. Поэтому широкой информационной подготовки съезда все же не было. А значит, его подготовка была слегка кулуарной. «Я не отстаиваю позиции тех, кто участвовал в этом мероприятии, и не говорю о правильности или не правильности их позиции. И тот же Цыганков уже давно поднимал вопрос о том, что не только ВККА имеет право выступать инициатором подобных съездов, какие бы вопросы ни обсуждались: будь то избрание членов в Высший совет юстиции, или обсуждение Закона Украины «Об адвокатуре».
Действительно, 19 июня этого года ВККА своим решением утвердила порядок проведения Съезда. И первое возмущение, которое было направлено в сторону этой комиссии, прозвучало из уст Ольги Дмитриевой – председателя Ассоциации адвокатов Украины. Она одна из первых задалась вопросами: почему созывать необходимость подобные съезды взяла на себя именно эта комиссия, и почему члены Высшей квалификационной комиссии адвокатуры и члены ВСЮ должны идти делегатами на съезд вне квоты, тогда как даже в самые застойные брежневские времена делегатов всегда избирали. И именно решение большинства членов ВККА о самовыдвижении в делегаты этого съезда и вызвало возмущение в среде адвокатов.
Естественно, совершенно непонятно поведение господина Владимира Высоцкого, который начал писать во все инстанции, в том числе и СБУ, ГПУ и народным депутатам что действия инициативных адвокатов (среди которых и Цыганков и Плиса) «подрывают конституционный строй». Адвокатское самоуправление – это личное дело адвокатов, и никакого отношения к государству и его конституционному строю не имеет. Ну, а если рассматривать указ президента Украины, которым регулировались вопросы создания Высшей квалификационной комиссии адвокатуры, то в перечне вопросов относительно ее нет исключительного права созывать съезды адвокатов Украины. Поэтому иски, которые появились в Окружном административном суде от разных истцов как раз и касались неправомерных действий ВККА, взявшей на себя исключительные полномочия созвать V Съезд. А как делегат съезда, я могу заметить, что почти из 300 делегатов три четверти долго не могли понять, на почве чего вообще возник конфликт. И только киевская делегация попыталась расставить все точки над «і».
Что же до спора вокруг кандидатуры Ольги Жуковской, так все просто: киевская конференция, прошедшая 30 октября, не избирала ее делегатом на этот съезд. Тем не мене, она таки стала его делегатом 31 октября, только - от Донецкой области (как и еще два киевских адвоката). А вот говорить о противозаконности такого выдвижения – спорный вопрос, поскольку не существует каких-то норм и правил относительно того, имеет ли право адвокат, (не практикующий в определенном регионе) быть избранным от этого региона на съезд. Конечно, если судить логически, то делегировать адвоката на съезд должны из той области, в которой человек живет, и практикует. Но если представители Донецкой области решили, что на съезде их могут представлять адвокаты, практикующие в Киеве – это их право.
На съезде в Одессе стала известна еще одна информация: Лидия Павловна Изовитова, (возглавлающая Высшийй Совет юстиции авт) к которой я отношусь с очень большим уважением, была избрана делегатом на съезд от Черновецкой области. Это притом, что адвокатское свидетельство она получала в Харьковской области, а на сегодняшний день она является государственным чиновником первой категории. А это значит, что она (де юре) не являться адвокатом. И этот вопрос был поднят делегатами съезда. На что Галина Колбасинская - делегат от Киевской области, и член мандатной комиссии заметила, что съезду представлен документ, который констатирует, что харьковская КДКА откомандировала Лидию Павловну Изовитову в высший Совет юстиции. И как трактовать этот документ – не понятно, поскольку согласно закону, если человек становиться чиновником да еще и такого высокого ранга, то действие его адвокатского свидетельства приостанавливается. И именно такие, непонятные, и в принципе, не совсем корректные действия членов Высшей квалификационной комиссии адвокатуры и привели к тому, что делегаты от Киева заняли позицию противодействия, утверждая, что на съезде было много нарушений. И если в начале съезда делегатов от Киева воспринимали как возмутителей спокойствия, то к его завершению очень многие делегаты начали разделять их точку зрения. Хотя, опять же, хочу заметить: законность или незаконность проведения съезда 2 ноября может установить только суд. Давать какую-либо оценку законности этого мероприятия я считаю нецелесообразной.
Почему возмутились адвокаты, не присутствовавшие на съезде?
Конечно, можно понять, почему на пресс-конференции присутствовали адвокаты Цыганков и Монтян – они были делегатами съезда в Одессе. Но почему в этот скандал вмешался Сергей Коннов?
«Я, действительно, не был приглашен на этот съезд. Но в пресс-конференции я принимал участие как президент ассоциации юристов Украины. Я согласен с Цыганковым и Монтян, что закон Украины напрямую не предусматривает порядка созыва съезда адвокатов, и поэтому поддерживаю инициативу киевских адвокатов: созывать съезды, начиная с низов (из сообщества адвокатов), а не по указанию Высшей квалификационной комиссии адвокатов. Это и стало лейтмотивом скандала, поскольку комиссия (во главе с Высоцким) стала и организатором съезда, и победителем выборов, на нем проведенных.
К сожалению, представители комиссии решили, что только ВККА имеет право проводить подобные мероприятия, а поэтому они стали всячески заглушать любую адвокатскую инициативу. А это очень страшный сигнал (и, как по мне, значительно худший, чем решения вышеупомянутого съезда по избранию членов Высшего совета юстиции).
Адвокаты действительно будут обращаться в суд, чтобы признать съезд нелегитимным. Но главное, что я бы хотел донести общественности, - это информация о том (независимо от того, состоится ли суд, и какое он примет решение), что не может быть полномочным съезд адвокатов Украины, на который выдвигали делегатов в разных областях от нуля до пятнадцати процентов района или города. Так – не бывает. Всегда должен быть кворум. Для любых выборов всегда существует порог явки избирателей. И съезд – не должен быть исключением. Но для господина Высоцкого и его коллег такого порога не существует. Они решили: сколько собралось адвокатов, и – хорошо. Но не может меньшинство править бал в адвокатуре. Это моя личная позиция. И ее разделяют и члены возглавляемой мной ассоциации.
Что же до контроля над адвокатами (о котором упоминалось на пресс-конференции – авт.), то господин Высоцкий, и его коллеги по мировоззрению, пытаются создать в Украине национальную палату адвокатов (или похожий орган), чтобы всех адвокатов страны включить в эту структуру и потом возглавить эту организацию. В принципе, сама идея объединения адвокатов – не плоха. Но я против, чтобы ею руководили такие личности, как Высоцкий (в связи с агрессивностью и недемократичностью подходов руководства). И если в наше время, кода адвокат свободен и никому не починяется, чиновники умудряются оказывать на них давление и заставляют ходить на собрания и голосовать, то представьте, что будет, если они добьются юридического права командовать адвокатурой. И это страшно не для адвокатов – они как-то выживут. Это страшно для общества и для граждан, поскольку тогда любой чиновник, стоящий во главе этой структуры, сможет указывать адвокату, как он должен вести дело. И тот же Циганков (в контексте этой проблемы) попытался поднять на съезде вопрос реформы адвокатуры, но его даже не стали слушать» - заявил Сергей Коннов.
Postfaktum
По информации, размещенной на сайте «Юридическая практика» девятого ноября, в Окружном административном суде г.Киева состоялось предварительное судебное заседание по иску адвоката Наталии Плисы к Высшей квалификационной комиссии адвокатуры (ВККА) о признании недействительными решений ВККА по созыву съезда адвокатов Украины ввиду отсутствия полномочий.
Истцом было заявлено ходатайство об объединении этого дела с делом по иску адвоката С.Коннова к ВККА относительно признания недействительными упомянутых решений ВККА в одно производство. Дело будет рассмотрено коллегией в составе трех судей. Там же размещено письмо адвоката Наталии Плисы, направленное Генеральному прокурору Украины Александру Медведько и заместителю Генерального прокурора Виктору Кудрявцеву, в котором она просит разъяснить, каким образом следует исполнять Предписание прокурора «Об устранении требований закона» от 05.11.2009 года (подписано В.Кудрявцевым), если такое предписание действительно было вынесено.
Наталия Плиса в своем письме аргументирует наличие оснований для отмены упомянутого предписания Генпрокуратуры, а также для проведения служебного расследования относительно того, кем именно было подготовлено и подано на подпись замгенпрокурора Предписание «об устранении требований закона» и в интересах кого (по чьему указанию) действовали эти лица. И та же «Юридическая практика» сообщает, что постановлением прокуратуры Печерского района г.Киева отказано в возбуждении уголовного дела в отношении адвокатов Андрея Цыганкова, Наталии Плисы и Игоря Бойко по факту препятствования законной деятельности Высшей квалификационной комиссии адвокатуры — в связи с отсутствием состава преступления.
От редакции
Кто прав, а кто – нет, будет решать суд. Мы постарались представить разные точки зрения на эту проблему, но, тем не менее, призываем адвокатов присоединиться к дискуссии.
Оксана КОТОМКИНА
Також з цієї категорії...
Мерзкие мэрские штучки, или когда...
8 февр. 2009 г.
«Правосуддя» іменем України
23 сент. 2009 г.
Активіста Чорного Комітету підозрюють у...
17 нояб. 2013 г.
Набираючі популярність...
Оперативна інформація станом на 08.00...
30 дек. 2024 г.
2010 москалів подохло минулої доби...
30 дек. 2024 г.
Збито 21 ворожий БпЛА, 22...
30 дек. 2024 г.
Останні новини
30.12.2024 10:21
Що поміняють майбутні вибори?30.12.2024 09:33
2010 москалів подохло минулої доби на українській землі29.12.2024 13:06
Збито дев'ять ворожих БпЛА29.12.2024 12:59
1730 кацапів подохло минулої доби на українській земліПолковник ЗСУ в запасі та військовий експерт Роман Світан у воєнному зведенні за 28 грудня обговорив такі теми:
Коментарі