Украинской журналистике брошена перчатка. Поднимем?

Фотоколлаж
«Конфликты и законы»

Во вторник, 10 ноября в 9.00 в Харьковском районном суде (пос. Покотиловка) рассматривается дело, которое, возможно, навсегда войдет в историю отечественной журналистики и правозащиты. Рассматривается, по сути, вопрос, может ли человек давать интервью СМИ, не имея собственного адвоката, но имея свое мнение и желание сказать правду. По сути, поставлен вопрос: есть ли свобода слова в Украине, или эта свобода — лишь прикрытие для иностранных наблюдателей. Однако, обо всем по порядку.

О ситуации в селах Борщевая и Октябрьское пресса в последние полгода сообщала не раз (например, смотрите "http://times.kharkov.ua/2009/05/26/1294", "http://www.objectiv.tv/131009/32430.html", "http://derybanu.net/2009/06/05/harkovskie-deribanyi-fermerstvo-na-zalezhah-peska/" и ряд других публикаций. Коротко фабула такая: между двумя селами был пустырь, от которого распространялись песчаные и пыльные бури. В 50-х годах жители обоих населенных пунктов собрались и засадили территорию соснами. С тех пор, поколение за поколением, берегли они свой лес, гордились им и заботились о нем. Именно там (как у харьковчан на Мемориале Славы) проходили все сельские свадьбы, отмечали люди 9 Мая и другие праздники. Именно через тот лес добирались в школу дети, ходили друг к другу в гости родственники и друзья, живущие в разных селах. А однажды лес оказался обнесенным рвом, а дороги — перекрыты шлагбаумами. Оказалось, фермеры, взявшие в аренду почти третью часть этого леса, решили ограничить доступ сельчан в весь зеленый массив.
 
А еще — вырыли два озера, после чего, как утверждают местные жители, в их колодцах снизился уровень воды. А еще — осушили болото. А еще — срубили несколько десятков деревьев. А еще — натравили собак на свадьбу, пришедшую в этот лес по местной традиции. В общем, господа фермеры сделали много такого, что вызвало у местных жителей решительный протест. 22 мая люди обратились за помощью в ЭкГ "Печенеги". А 2 июня жители сел Октябрьское и Борщевая провели общий сельский сход, на который собралось более 50 человек, пришли как ветераны, депутаты сельсовета, так и молодежь, дети. Наша общественная организация проинформировала об этой акции прессу, и на мероприятие прибыли представители четырех телеканалов, а также нескольких печатных СМИ.
 
Во время сельского схода местные жители, выступая по очереди, рассказали о том, какие неудобства и проблемы возникли у них из-за деятельности фермеров, а специалисты-экологи — о тех многочисленных нарушениях экологического законодательства, которые были ими выявлены во время обследования территории. Как сказано в протоколе собрания, который был подписан местными жителями и депутатами: "...Решили запретить хозяйственную деятельность на территории бора и землях наших и вернуть бор в распоряжение жителей села". Также в документе говорится о "возмущении и негодовании" участников схода по поводу "незаконной деятельности" фермеров.
 
После этого сельского схода в СМИ вышло немало публикаций о ситуации, ее оценках местными жителями и специалистами Харьковской райгосадминистрации, государственными и общественными экологическими организациями. Сразу после этого председатель фермерского хозяйства и его подчиненные значительно "присмирели": перестали выгонять жителей из леса, согласились провести обследование территории совместно с депутатами сельсовета и экологами, прекратили рубку деревьев. ЭкГ "Печенеги", сочтя конфликт исчерпанным, фактически прекратила заниматься этим делом, надеясь, что точку в нем положит сотрудничество райгосадмиинстрации, сельсовета и местных жителей. Увы...
 
Недавно в Харьковский райсуд поступил иск председателя фермерского хозяйства Караченцева Ю. И. о "Защите чести и достоинства". Угадайте, от кого хочет получить 25.000 гривен и извинения с опровержениями господин главврач (и фермер по совместительству)? Нет, не от нашей экологической организации, и не от телеканалов и газет. Нет, не от чиновников, комментировавших выявленные нарушения и не от депутатов сельсовета, не от ветеранов-односельчан, которые из последних сил терпят происходящее... А от... медсестры, девушки 20-лет, у которой на руках — маленький ребенок. Вот уж действительно, выбрал самую беззащитную жертву. Примерно так, наверное, поступают шакалы...
 
Вот что стало поводом для искового заявления (отрывок из новостийного телесюжета, приложенного к иску): "Виктория Страшко, местная жительница: "Не разрешают ни рыбу ловить, ни купаться и вообще сказали, если загородят лес, то с детьми нельзя будет ходить. Вообще никому ничего нельзя ходить… после приезда экологов вроде бы разрешил гулять и ловить рыбу, а до этого гонял и с пистолетом, творилось что попало"." А вот какого опровержения требует вкупе с деньгами истец: "Повідомляю, що мною було допущено помилку, а саме — повідомлено про те, що Караченцев Юрій Іванович погрожував вогнепальною зброєю мешканцям с. Жовтневе Харківського району Харківської області".
 
Ирония ситуации — в том, что Виктория, выступая на сельском сходе, дополнила рассказ других людей о факте, всему селу известном: в лесу кроме собак-волкодавов появились в свое время темные личности, одна из которых то демонстративно пристреливала какой-то пистолет, лупя по мишеням на глазах у сельчан, то показывала это оружие (или имитацию такового) аграриям, желающим прогуляться в лесу. Этот же субъект говорил людям, мол, уйдите с частной территории по-хорошему, иначе, мол, хуже будет. Да, это был не господин Карченцев (а подобного никто и не заявлял, ни в телепередаче, ни на сельском сходе). Но сложно поверить, что этот гражданин явился в лес самовольно, без ведома председателя фермерского хозяйства. Но даже если так (все в жизни бывает) — нигде в процитированном отрывке теленовости не содержится обвинение в адрес конкретного лица. То есть, если этот маневр запугивания жителей удастся, граждане Украины будут вообще бояться общаться с журналистами. Скажешь: "На улицах кошмар, что творится!" — А на тебя тут же в суд подадут, мол, давай опровержение: "Такой-то чиновник не провоцирует повышения уровня преступности". Или скажешь "Цены на рынке выросли", а директор рынка тебе и иск на миллион припаяет — только держись.
 
Еще одна пикантность ситуации — телекомпания, выпустившая этот сюжет, не обладает ни штатным юристом, ни средствами и возможностями, чтобы судиться и отстаивать, в том числе, и свою честь. Так что защищать справедливость и журналистское право общаться с людьми приходится Харьковской правозащитной группе, ЭкГ "Печенеги" и жителям двух сел Харьковской области. Присоединяйтесь: общественный и журналистский интерес к этой проблеме станет залогом справедливого рассмотрения дела в суде!
 
Олег ПЕРЕГОН
 

 



Коментарі

Коментарі відсутні. Можливо, ваш буде першим?

Додати коментар

Новости от Киноафиша.юа
Загрузка...
Загрузка...

Останні новини

Полковник ЗСУ у запасі та військовий експерт Роман Світан у новому воєнному зведенні на 4 листопада розповів про наступні актуальні ситуації на фронті:

детальніше

Опитування

Чи підтримуєте Ви ідею влади продавати українські безпілотники за кордон?

Конфлікти і закони © 2008-2024.

Електронна версія всеукраїнського юридичного журналу «Конфлікти і закони». Свідоцтво про держреєстрацію: КВ № 13326-2210Р від 19.11.2007 р. Повний або частковий передрук матеріалів сайту дозволяється лише після письмової згоди редакції. Увага! Починаючи з 21.11.2013 року (дня провалу євроінтеграції з ЄС), редакція журналу «Конфлікти і закони» (всупереч правилам правопису) залишає за собою право публікувати слова «партія регіонів» та «віктор федорович янукович» з малої літери. Також, починаючи з 29.06.2016 року, редакція «КЗ» залишає за собою право назавжди публікувати на своїх сторінках з малої літери слова (і утворені від них абревіатури) та словосполучення «москва», «росія», «російська федерація», «володимир путін», а разом з ними і скорочення «роскомнадзор» (як і всі інші держустанови росії), порушивши таким чином встановлені правила правопису незалежно від мов, на яких ці слова та назви публікуються. Це наша зброя в інформаційній війні з окупантом.