​Пандемия коронавируса - стэнфордский эксперимент?

Сегодня уже можно определенно сказать, что пандемия коронавируса запустила сложный социальный эксперимент, очень схожий с тем, что когда-то проводил в Стэнфорде доктор Зимбардо. Суть тюремного эксперимента заключалась в том, что часть студентов были назначены охранниками и часть заключенными. Охранники были вольны устанавливать правила поведения для заключенных и подвергать их наказаниям за несоблюдение.


Уже на второй день «охранники» начали вводить издевательские практики и «справедливо» наказывать карцером (или иным образом) тех, кто ослушивался. С каждым днем «охранники» входили в раж, всячески унижая «заключенных». Зимбардо пришел в такой ужас, что остановил эксперимент задолго до планируемого срока окончания.

Правительство Китая, начав борьбу с эпидемией жесткими запретительными мерами, открыло ящик Пандоры.

Правительства всего мира очень быстро были назначены «охранниками», которые должны были надзирать за «заключенными» гражданами для их же блага.

Быстро выяснилось, что «игра в охранников» куда более привлекательна для многих, нежели работа по реальному противостоянию эпидемии.

«Охранники» наперебой придумывали все новые и новые «задания» для заключенных», входя во вкус власти и подчинения, прямо как студенты в ходе эксперимента Зимбардо.

Обременительные «демократические» и «культурные» условности были отброшены в условиях «чрезвычайной ситуации».

Разумеется, в разных странах эксперимент протекает по-разному. Где-то коллективный Зимбардо в виде действующего общественного договора и демократических институтов вмешивается, где-то тихо сидит в своей комнате. А где-то его вообще не существует.

Исследователи могут наслаждаться обилием версий тюремного эксперимента и градацией результата в зависимости от различных факторов.

Бесспорно одно, смоделированная когда-то «игра в охранников», в реальном мире протекает ровно по тем же правилам.

Но ковидный эксперимент добавил еще одну интереснейшую грань. Поскольку в реальной жизни «заключенных» намного больше, чем «охранников», в условиях массового тюремного эксперимента произошла самоидентификация. И общество разделилось на тех, кто идентифицировал себя, как «охранников», и тех, кто воспринимает себя, как «заключенных». И этот психологический феномен заслуживает массы отдельных исследований и монографий.

Зимбардо о таких масштабах мог только мечтать.

Леша Филановский, facebook.com

Филипп Зимбардо и «заключенные»-участники эксперимента. Фото izbrannoe.com



Коментарі

Коментарі відсутні. Можливо, ваш буде першим?

Додати коментар

Новости от Киноафиша.юа
Загрузка...
Загрузка...

Останні новини

На линии фронта произошло 131 боевое столкновение, очень высокая боевая интенсивность, враг напирает на Бахмутском и Авдеевском направлениях

детальніше
Конфлікти і закони © 2008-2024.

Електронна версія всеукраїнського юридичного журналу «Конфлікти і закони». Свідоцтво про держреєстрацію: КВ № 13326-2210Р від 19.11.2007 р. Повний або частковий передрук матеріалів сайту дозволяється лише після письмової згоди редакції. Увага! Починаючи з 21.11.2013 року (дня провалу євроінтеграції з ЄС), редакція журналу «Конфлікти і закони» (всупереч правилам правопису) залишає за собою право публікувати слова «партія регіонів» та «віктор федорович янукович» з малої літери. Також, починаючи з 29.06.2016 року, редакція «КЗ» залишає за собою право назавжди публікувати на своїх сторінках з малої літери слова (і утворені від них абревіатури) та словосполучення «москва», «росія», «російська федерація», «володимир путін», а разом з ними і скорочення «роскомнадзор» (як і всі інші держустанови росії), порушивши таким чином встановлені правила правопису незалежно від мов, на яких ці слова та назви публікуються. Це наша зброя в інформаційній війні з окупантом.