Природа вооруженных конфликтов: мнение экспертов
- Подробиці
- Опубліковано 12.12.2009 15:30
-
Автор: Конфликты и законы Конфлікти і закони
- Переглядів: 4054
Различные исследователи по-разному классифицируют и оценивают вооруженные конфликты. По большому счету, они сходятся лишь в двух заключениях: во-первых, в последние десятилетия количество конфликтов уменьшается, во-вторых, в современном мире подавляющее большинство конфликтов протекает не между различными странами, а внутри государств.
По оценкам Стокгольмского Института Исследований Мира\Stockholm International Peace Research Institute, в 2008 году в мире протекало 14 крупномасштабных вооруженных конфликтов. Для сравнения, в 1990 году их насчитывалось 32, после чего начался процесс уменьшения их количества. Этот процесс шел неравномерно: в 2002 и 2004-е годы было отмечено резкое улучшение ситуации, в 2005 году число войн вновь выросло. В свою очередь, по данным Гейдельбергского Института Исследований Международных Конфликтов\Heidelberg Institute for International Conflict Research, в 2008 году в мире было отмечено 345 политических конфликтов, 39 из которых перешли в военную стадию, среди них было девять "полноценных" войн. Кроме того, в 95 случаях конфликты переходили в стадию спорадического насилия, то есть, там вели бои, и проливалась кровь, однако число жертв было относительно небольшим. По сравнению с 2007 годом, ситуация значительно ухудшилась - в частности потому, что тогда военная стадия наблюдалась в случае с 32 конфликтами. Международный Институт Стратегических Исследований\International Institute for Strategic Studies насчитал в 2008 году 16 конфликтов, некоторые из которых тянутся десятилетиями.
На протяжении последних десятилетий большинство вооруженных конфликтов происходят в двух регионах - в Африке и Ближнем Востоке. По подсчетам специалистов Университета Трой\Troy University, 160 государств мира считаются "развивающимися", в 54 из них наблюдаются конфликты различной степени напряженности, которые потенциально могут перейти в крупномасштабную фазу.
До сих пор не ясно, когда и по каким причинам внутренний конфликт может перейти из "холодной" в "горячую" фазу. Долгое время основной виновницей гражданских войн называлась разница в уровне доходов конфликтующих сторон (к примеру, этнического большинства и меньшинства, жителей "бедных" и "богатых" районов страны, властей и оппозиционеров и пр.). Идея о том, что бедность повышает риск возникновения конфликтов, принимается экономистами всего мира почти безоговорочно. Тем не менее, однозначной связи между бедностью и гражданскими войнами установлено не было. Некоторые исследования показывали, что, если государство является слабым, т.е. не имеет в своем распоряжении достаточно мощных финансовых, административных, правовых и военных рычагов, что в свою очередь связано с уровнем доходов страны, повстанцы имеют больше шансов на удачу в случае начала конфликта. Именно надежда на слабость и неподготовленность государства во многих случаях воодушевляет повстанцев на проведение насильственных действий. Еще одним фактором риска принято считать отсутствие единства в том или ином обществе: если власть принадлежит представителям лишь одной-двух этнических или религиозных групп, а остальное общество не имеет шансов изменить статус-кво, то высока вероятность, что их недовольство выльется в вооруженную борьбу.
Дэрон Асемоглу\Daron Acemoglu из Массачусетского Технологического Института\Massachusetts Institute of Technology, Саймон Джонсон\Simon Johnson из Национального Бюро Экономических Исследований\ National Bureau of Economic Research и Джеймс Робинсон\James Robinson из Гарвардского Университета\ Harvard University в своем исследовании "Колониальные Корни Сравнительного Развития"\The Colonial Origins of Comparative Development: An Empirical Investigation сделали любопытный вывод: стабильность в странах Африки зависит от того, какое государство их некогда колонизировало. В странах, которые когда-то были британскими владениями, гражданские войны происходили намного реже, чем в бывших французских колониях. Авторы объясняют этот парадокс следующим образом: в странах, использующих английскую систему общего права, частная собственность намного лучше защищена, чем в государствах, основой законодательства которых является "Кодекс Наполеона". Еще одним фактором был экологический: в тех колониях, где средняя продолжительность жизни населения была традиционно низкой, европейцы селились редко, и, следовательно, они не укореняли на африканской почве соответствующей системы права: результатом стал вакуум, который впоследствии привел к кровавым гражданским конфликтам.
Экономисты Всемирного Банка\World Bank Симеон Джанков\Simeon Djankov и Марта Рейнол-Кверол\Marta Reynal-Querol в своей книге "Причины Гражданских Войн"\The Causes of Civil War выдвигают свою версию. Авторы проанализировали 211 стран мира, 113 из которых являются бывшими колониями. В период с 1965 по 2005 год в 94 странах проходили гражданские войны или иные крупномасштабные внутренние конфликты (только 22 из этих государств не имели колониального прошлого). По их логике, основными причинами гражданских войн являются незащищенность прав собственности и неадекватная правоохранительная система. То есть, риск начала вооруженного конфликта зависит от "качества" государственных институтов. Беспристрастность и честность правоохранительных органов и судов являются залогом мирного сосуществования граждан, в то время, как уровень бедности и величина доходов населения имеют лишь второстепенное значение.
Экономисты Пол Коллер\Paul Collier и Анке Хеффлер\Anke Hoeffler в своем исследовании "Жадность и Недовольство в Гражданских Войнах"\Greed and Grievance in Civil War показывают, что наличие в стране богатых природных ресурсов повышает риск возникновения вооруженных конфликтов. Природные ресурсы могут быть использованы повстанцами для финансирования военных действий, а в случае победы над правительством, являются главным трофеем. Чем меньше развита экономика той или иной страны и чем меньше она диверсифицирована, тем больше шансов, что в ней начнется гражданская война. Для стран, обладающих одним или двумя основными ресурсами, используемыми в качестве главной статьи экспорта (например, нефть или какао), вероятность того, что они столкнутся с проблемой гражданской войны, в пять раз выше, чем для диверсифицированных экономик.
Исследователи из Стэндфордского Университета\Stanford University Джеймс Фирон\James Fearon и Дэвид Лэйтин\David Laitin пришли к выводу, что при прочих равных условиях большая численность населения в стране повышает шансы начала гражданской войны. Ход их рассуждений выглядит следующим образом: для того, чтобы получить в свое распоряжение экономическую базу, инсургентам достаточно обеспечить контроль над частью территории - сборы с местного населения позволят содержать повстанческие армии. Кроме того, государствам традиционно сложнее контролировать многочисленное население, что создает дополнительные возможности для развертывания антиправительственной деятельности.
В свою очередь, Франческо Кассели\Francesco Caselli и Вилбур Колмэн\Wilbur Coleman из Университета Дьюка\Duke University выдвигают следующую гипотезу: если у власти находится этническое большинство, то у данного большинства может появиться соблазн милитаризировать общество с целью контролирования и подчинения себе национальных меньшинств. Чем выше риск гражданских войн, тем лучше государство должно быть подготовлено к подавлению восстаний в стране, следовательно, страны, где есть одна крупная этническая группа и несколько мелких, постоянно скатываются в милитаризацию. В свою очередь, если в стране нет доминирующего народа, а население состоит из нескольких, примерно равных по численности этносов, то возникает меньше причин для милитаризации общества и меньше угроз безопасности страны.
Как правило, конфликты не вспыхивают внезапно - в подавляющем большинстве случаев войне предшествует долговременное усугубление кризисной ситуации, которая при определенном стечении обстоятельств может перейти в военную стадию. С другой стороны, в последние десятилетия международным сообществом был накоплен колоссальный опыт предотвращения и смягчения вооруженных конфликтов. Однако эффективность их действий невелика. К примеру, только в 2008 году структуры ООН организовали 20 миротворческих миссий в различные страны мира, страдающие от вооруженного насилия. По подсчетам Университета Нотр-Дам\University of Notre Dame, в 2008 году международные посредники разного рода участвовали в процессе урегулирования примерно 77 конфликтов разной степени интенсивности, в общей сложности с их помощью было подписаны 52 мирных соглашения, половина из которых не выполнялась даже на начальном этапе.
ООН в 2008 году тем или иным образом участвовала в урегулировании 20-ти конфликтов, в том числе в 17-ти случаях проводились миротворческие операции или операции по поддержанию мира. Ни одна из попыток самой влиятельной международной организации разрешить спор враждующих сторон не была успешной. Некоторые миротворческие миссии ООН продолжаются с конца 1940-х годов (к примеру, "разделение" Индии и Пакистана началось в 1949 году), однако лишь в единичных случаях эти операции способствовали окончательному разрешению конфликта.
Карл ДеРуен\Karl DeRouen и Ук Хео\Uk Heo, авторы книги "Гражданские Войны Мира"\Civil Wars of the World: Major Conflicts since World War II, отмечают, что исключительно редко внутренние конфликты удается разрешить окончательно. Конфликты имеют свойство "мутировать" и проявляться в каком-то новом качестве. К примеру, в 1978-1979 году в Никарагуа "левые" сандинисты воевали с диктатором Сомосой, а в 1982-1988е- годы, бывшие сторонники Сомосы - "контрас"- развернули партизанскую войну против победивших сандинистов. Руанда пережила три периода гражданских войн:1956-1954-е годы, в 1990-1992-е и геноцид 1994-го.
По оценкам Питера Валленстина\Peter Wallensteen, который руководит аналитическим проектом Uppsala Conflict Data Program - базой данных, в которой аккумулируется информация о вооруженных конфликтах в мире - после окончания Холодной войны в мире резко увеличилось количество внутренних конфликтов. Это, по мнению Валленстина, означает, что многие из инструментов, которые имеются у международного сообщества, не очень подходят для урегулирования внутренних конфликтов. Дело в том, что иностранные миротворцы сталкиваются с фундаментальной дипломатической проблемой: с одной стороны, им необходимо уважать государственный суверенитет и, в то же время, каким-то образом находить способы поддерживать мирное урегулирование внутри независимых государств.
По материалам Washington ProFile
Також з цієї категорії...
Анализ ДНК положил конец загадке...
12 мар. 2009 г.
Свадьбу Брэда Питта и Анджелины...
18 мая 2012 г.
Брэд Питт признался, что он...
15 окт. 2012 г.
Набираючі популярність...
Західні медіа пишуть, як Україна...
21 нояб. 2024 г.
Білий дім планує скасувати майже...
21 нояб. 2024 г.
На тлі застосування британських крилатих...
21 нояб. 2024 г.
Останні новини
22.11.2024 12:32
Ідіотизм для нашої економіки22.11.2024 08:47
1050 москалів подохло минулої доби на українській землі21.11.2024 14:06
Збито шість крилатих ракет ворога21.11.2024 13:55
1510 кацапів подохло минулої доби на українській земліПолковник ЗСУ у запасі та військовий експерт Роман Світан у новому воєнному зведенні на 20 листопада обговорив наступні актуальні теми:
Коментарі