Украинскому обществу нужна моральная сказка - мнение

Украинская действительность настолько мрачна, что людей уже ничего не интересует. Они сознательно не слушают политиков (понимая, что те врут), они не ищут защиты у правоохранительных органов (осознавая, что те – не защитят), они не ждут от жизни лучшего, понимая, что их будущее очень неприглядно. Но они не понимают одного: то, что происходит с ними сегодня, это не что-то, появившееся невесть откуда. Реалии современности – это, прежде всего, отражение внутренней болезни общества, одним из симптомом которой является и отсутствие элементарной нравственности и морали. И если само общество не очнется и не станет предъявлять к себе самому более высокие стандарты нравственных норм, оно так и будет прозябать в полуразрушенном состоянии. Ведь именно от того, какие требования морали мы выдвигаем к себе и своим детям, говорит о том, каким государство будет в будущем. И если мы сами потворствуем своему моральному разложению, то не удивительно, что молодое поколение становиться циничней, наглей и уже не признает определенных моральных качеств, считая их излишними. Так что наше будущее зависит именно от нас. Мы сами должны способствовать обучению, воспитанию, трансформации сознания и созданию новых идеальных моделей общения. Об этом говорят и ученые. Свою точку зрения по этому вопросу «Конфликтам и законам» рассказал академик Украинской Академии наук Юрий Сенюк.
 
- В одном из своих выступлений Вы говорили, что нация создает государство, а не наоборот. Почему Вы так думаете, и можно ли в таком случае считать американцев исключением?
 
- Речь шла о естественном генезисе («псевдогенетическая лестница»), наиболее типичном для европейцев и хорошо «проявленном» в рамках «континентальной» модели «нации – государства». При этом понятие «нации» у европейских государств, в первую очередь исторически, носит больше внутреннюю, идейно–религиозную определённость, а этно-, социо-, культурную и территориальную – во вторую. Отсюда и принципиальное сходство «духа» европейских государств, основанных на национальном согласии, даже при различиях их государственно–политических форм.
 
Иной возможный подход более акцентирует внимание на внешнем - на территориальном и социально–экономическом аспектах, «склеивая», тем не менее, государственно–территориальную целостность из внутренне (этно–психодинамически) связанных и территориально объединённых по признаку этнокультурной «близости» групп (территориальных общин). Разница между двумя подходами хорошо отражена у Шпенглера («Закат Европы»).
 
Пример США и Канады ближе ко второму случаю (с поправкой на синтетический «эмигрантский» характер формирования общества на полиэтнической и поликультурной основе). В этом случае «нация» трактуется в политическом смысле, и, соответственно, способ её соединения – политико-гражданский. Отсюда и разный смысл, вкладываемый в базисные понятия не только нации, но и морали, свободы и т. п.
 
В целом, с точки зрения процесса учреждения, поддержки и «насыщения жизненной энергией» созданного государства, США вряд ли являются исключением. Скорее, подтверждением: живое создаёт неживое, а не наоборот. Правда, с учётом присущей миру дуальности внешнего и внутреннего.
 
Кроме того, и сам механизм соединения наций в рамках ООН фактически подтверждает именно такой приоритет: нация, – первична, государство – вторично. Однако и то и другое подчиняется законам развития (генезиса), плюс искусственное стимулирование (не всегда «доброе», нередко – манипулируемое при помощи «концептуальной власти»).
 
- Насколько важно для Украины, как государства, создание «сказки» и может ли она (сказка) перерасти в идеологию?
 
- Вопрос создания «сказки о будущем» равен «видению» в будущем нового развития Украины. Поэтому вопрос важности такой сказки равнозначен важности развития для Украины.
 
Сказка – это иррациональный «образ будущего». Как образ, она не перерастает, а служит «предтечей», предвосхищением идеи. Идея – это уже рациональная конструкция («онтологема») будущего. Идея должна соответствовать сказке. Тогда она – «своя» и даст «всходы». Поэтому сказка создаёт креативную среду и формирует запрос на идеологию, предвосхищая её. Сказка предшествует национально–культурной или цивилизационно–культурной идеологии.
 
- Кто должен ее творить, и может ли ее внедрение в сознание украинцев привести к катарсису общества в целом?
 
- Творить её должен тот, кто находится в соответствующем «креативном» состоянии. Путь – хорошо описан у Гегеля. Катарсис – это кризис и психологическое проявление «первого отрицания», как отрицания старого, рождённого в процессе «умудряющего страдания». «Первое отрицание» - необходимое, но недостаточное условие перехода в более чистое и высокое состояние, в котором только и возможно «генерировать» творящее новую реальность видение будущего. Это «видение будущего» есть «второе отрицание», как условие достаточности. «Первое отрицание» приводит к отчуждению от старого («отлепиться от старого»), «второе отрицание», - означает «прилепиться к будущему» (к новому). Критическая масса «людей будущего» является необходимым условием для катарсиса общества и его последующей позитивной трансформации.
 
- Что такое абсолютное добро и абсолютное зло и как не навредить обществу своими действиями, чтобы не уйти в сторону абсолютного зла?
 
- Абсолютное добро и зло – это что-то типа «севера» и «юга» в абсолютной моральной системе координат. Здесь абсолютность имеет смысл ориентации на «вечное» (вневременное), а не на временное («историческое»), и, тем более, не на сиюминутное («здесь и сейчас»). Таким образом, такая система координат выполняет ориентирующую функцию на жизненном пути как человека, так и общества. Чтобы не навредить обществу, нужна «моральная навигация». В её формировании – насущная потребность украинского общества и надежда, что инициация проектов, подобно нашему, проложит ей дорогу.
 
- То, что сегодня происходит в обществе, – это последствия определенных обстоятельств, которые оно переживало. Что бы вы могли сказать по этому поводу?
 
- То, что происходит в обществе – это развитие болезни. Что можно сказать по этому поводу?
Нужно поставить диагноз этой болезни;
 
«Реконструировать» её причины, этапы, объяснить текущее состояние, спрогнозировать будущее развитие;
 
Выработать стратегию исцеления. Если болезнь типична, – можно использовать типовые стратегии. В случае специфичности – созвать компетентный консилиум для выработки такой стратегии.
 
Проблема Украины требует такого диагностирования с отделением общего от специфичного. На мой взгляд, общего в модели украинской болезни намного больше, чем специфического. При этом болезнь на фоне хронически ослабленного организма носит инфекционный характер, а сам «пациент» не является союзником Целителя. Он, скорее, помогает болезни. В этом, - проблема: в принципе, - решаемая.
 
- Морально и аморально – это позиции социума. И у каждой социальной группы они варьируются. Как украинской нации выработать для себя понятия «моральности» и «аморальности»?
 
- Морально и аморально – это не позиции, а состояния ориентированности или дезориентированности в абсолютном (пространстве истины) или относительном (общего или группового (социального) блага) пространстве.
 
Состояния надо «видеть» и различать. Если совесть отвечает за такое различение на персональном уровне, то в случае социума, как абстрактного («невидимого») объекта, необходим стратегический анализ (диагностика) его состояния «общественной души» в моральном пространстве. Таких «диагностов» надо предварительно отбирать и готовить по специальной методолгии. В целом процесс известен – с одной стороны, это обучение, воспитание, трансформация сознания, создание новых идеальных моделей, «посев» и «выращивание» практических образцов, а с другой, - это ускоренное «проживание» новой жизни в модельном организационно–деятельностном пространстве.
 
Для этого целесообразно иметь специальные центры («роддомы нового»). Затем новое «тиражировать» и тренировать по предварительно созданным социальным сетям.
 

Следующая статья »



Комментарии

Комментарии отсутствуют. Возможно, ваш будет первым?

Добавить комментарий

Новости от Киноафиша.юа
Загрузка...
Загрузка...

Последние новости

Підрозділи ОС були напоготові адекватно реагувати на ймовірні підступні дії противника. Бойових втрат та поранень серед наших бійців не було

подробнее
Конфликты и законы © 2008-2020.

Электронная версия всеукраинского юридического журнала «Конфликты и законы». Свидетельство о госрегистрации: КВ № 13326-2210Р от 19.11.2007 г. Полная или частичная перепечатка материалов сайта разрешается только после письменного согласия редакции. Внимание! Начиная с 21.11.2013 года (дня провала евроинтеграции с ЕС) редакция журнала «Конфликты и законы» (вопреки правилам правописания) оставляет за собой право публиковать слова «партия регионов» и «виктор федорович янукович» со строчной буквы. Также, начиная с 29.06.2016 года, редакция «КЗ» оставляет за собой право навсегда публиковать на своих страницах со строчной (маленькой) буквы слова (и образованные от них аббревиатуры) и словосочетания «москва», «россия», «российская федерация», «владимир путин», а вместе с ними и сокращение «роскомнадзор» (как и все прочие госучреждения рф), нарушив таким образом установленные правила правописания независимо от языков, на каких эти слова и названия публикуются. Это наше оружие в информационной войне с оккупантом.