Особенности национальной этнополитики в Украине

Часть I. Международные и европейские стандарты этнополитики
 
Сегодня весьма сложно отрицать тот факт, что моноэтническое государство является, по сути, лишь абстрактной теоретической моделью. Состав населения подавляющего большинства государств имеет ярко выраженный полиэтнический характер. Особенностью национального состава населения Украины также является его многонациональность. По данным Всеукраинской переписи населения 2001 года, на территории страны проживают представители свыше 130 национальностей и народностей.

Учитывая данное обстоятельство, очевидно, что внутренняя политика любого современного государства, вне зависимости от формы правления, территориального устройства, режима, а также уровня социального, культурного, политического и экономического развития, в той или иной степени включает и национальный аспект. Для обозначения данного направления в XX веке в научный оборот вошла категория «этнополитика».
 
При ее формулировании помимо всех прочих идей и факторов, прежде всего во внимание принимаются:
 
1) исторический опыт конкретного государства (положительный и отрицательный) в решении вопросов межэтнического характера;
 
2) текущая ситуация и интересы государства в целом.
 
С одной стороны, этнополитика, безусловно, внутреннее дело каждого государства. С другой стороны, в контексте глобализации и интеграции, когда государство уже не может отмериваться в своей внутренней политике только на собственное виденье ситуации, определяющее значение во многих областях обретают стандарты и ориентиры, выработанные международным сообществом. Во-первых, сегодня вряд ли может вызвать возражение то, что в значительном числе случаев именно игнорирование властями этнической составляющей многих ситуаций, либо неверный и непродуманный выбор методов и средств регулирования выступают причиной недовольства, нестабильности, политических кризисов, вооруженных столкновений и, как следствие, различных нарушений прав человека. Во-вторых, на фоне «универсализации» всех аспектов жизни современного общества и государства мы наблюдаем и вполне естественную обратную реакцию, выражающуюся в обострении этнических чувств и попытках сохранить идентичность, а значит, появляется и необходимость признания, обеспечения и защиты не только индивидуальных, но и коллективных прав. Исходя из этих посылок, и в Европе, и в мире все больше внимания уделяется выработке в том или ином виде таких общих ориентиров и стандартов, которые обретают особое значение для этнополитических концепций. Сказанное имеет непосредственное отношение и к ситуации в Украине, поскольку в настоящий момент достаточно сложно утверждать, что в нашей стране сложилась четкая политическая линия и программа регулирования этнических вопросов. Концепция этнополитики, как единый системообразующий документ, пока находится на стадии разработки и обсуждения, а предпринимающиеся действия представляют собой скорее разрозненные ситуационные меры, а не комплексные взаимосвязанные шаги по ее реализации. Следует заметить, что, как показывает опыт большинства государств, оформление этнополитики в виде некоего единого акта не является необходимым условием или единственным способом ее грамотного проведения. Этот элемент внутренней политики представляет собой именно некую неформализованную, но ясно читающуюся во всем, концепцию, определяющую подход к регулированию отношений между населяющими государство этническими группами во всех трех сферах общественной жизни: административно-политической, социально-культурной и экономической. Что же касается основных вопросов, на решение которых должна быть нацелена этнополитика любого цивилизованного демократического государства, то к ним, по всей видимости, следует отнести:
 
-положение этнических групп, составляющих национальное меньшинство (в государстве и в конкретном регионе);
 
-положение соотечественников за рубежом;
 
-нелегальную миграцию;
 
-демографическую ситуацию;
 
-этнокультурные анклавы и диаспоры;
 
-этнический вопрос в государственных и местных структурах и в системе образования;
 
-урегулирование этнических конфликтов;
 
-национальное единство.
 
Каковы же те международные и европейские стандарты, на которые следует ориентироваться, в том числе и Украине, при выстраивании собственной линии по урегулированию обозначенных вопросов?
 
С середины XX в. международное сообщество, в лице ООН, Совета Европы, ОБСЕ и ряда других структур, предпринимало и предпринимает, усилия по определению общих требований к выстраиванию межэтнических отношений.
 
Принятая Советом Европы Рамочная Конвенция о защите прав национальных меньшинств, считается наиболее полным международным стандартом защиты прав национальных меньшинств. Так в частности, Конвенция уделяет внимание внешнеполитическому аспекту защиты прав национальных меньшинств, как важнейшему фактору стабильности и демократии. В документе говорится об обязательствах государств относительно доступа, создания и использования национальными меньшинствами средств массовой информации, создания возможностей для национального образования, создания условий для национально-культурной автономии и участия во всех сферах политической и социальной жизни государства. В то же время в Рамочной Конвенции подчеркивается, что эффективная защита национальных меньшинств должна обеспечиваться в рамках закона в условиях уважения территориальной целостности, национального суверенитета и независимости государств, а изучение родного языка должно проводиться «без ущерба для обучения официальному (государственному) языку». Также за любым лицом, принадлежащим к национальному меньшинству, признавалось право изучать язык своего этноса или получать образование на этом языке. Что касается значения стандартов, вытекающих из Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и, соответственно, из практики Европейского Суда по правам человека, то следует заметить, что Конвенция защищает индивидуальные права, хотя нельзя не отметить, что идея принятия дополнительного протокола о меньшинствах, обеспечивающего им непосредственный механизм защиты, существует. Однако косвенное влияние Конвенции и практики Европейского Суда на стандарты этнополитики является неоспоримым. При кажущейся обширности регулирующих положений рассматриваемая сфера, в отличие от многих других, стандартизирована весьма сдержанно и мягко. Причиной тому может быть, либо деликатность и неоднозначность вопроса, а также несовпадение интересов отдельных государств, либо – возможное нежелание международного сообщества отказываться от практики двойных стандартов и дифференцированного подхода. К настоящему моменту международные и европейские стандарты, касающиеся этнополитики государств, по сути, построены в основном на базе двух категорий, которые сами по себе остаются не вполне определенными и вызывают дискуссии. Таковыми являются: право народов на самоопределение и права меньшинств (национальных, этнических, культурных, религиозных и языковых).
 
Сегодня в кулуарах украинской власти не утихают дискуссии: какова должна быть формулировка полиэтнического украинского общества «народ» или «нация»? Наиболее обоснованным и эффективным представляется следующий ход рассуждений. Рассматривать народ как все население определенной страны удобно и традиционно для нас, однако с позиции универсальности и соотношения понятий можно взглянуть на данный термин немного иначе. Несмотря на отсутствие общепринятого определения понятия «народ» под ним следует понимать «сообщество с единой историей, языком, одинаковыми культурными характеристиками, члены которого разделяют идею, что они связаны друг с другом, но они отличаются от других групп своим своеобразием».
 
В такой трактовке это практически тождественно появившемуся в XX в. понятию «этнос», который представляет собой «группу людей, говорящую на одном языке, признающую свое единое происхождение, обладающую комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых освященных традиций и отличающую ее, от других групп».
 
Народ, по сути, – есть этнос в его социально-политическом проявлении. «Нация» же, представляет собой понятие сугубо политическое, складывающееся после учреждения государства и уже не обязательно характеризующееся единством языка и происхождением, а базирующееся на идее национального единства, что соответствует модернистской теории. То есть внутри государства, внутри нации, если она сложилась, есть потребность выстраивать отношения между многими народами или этническими группами – проводить определенную этнополитику.
 
Обеспечение прав меньшинств, уже само по себе, представляет совершенно определенно сформулированный стандарт внутренней политики, которому, должны следовать кандидаты на членство в ЕС. А если взглянуть шире, то и все государства, разделяющие европейскую систему ценностей и ориентированные на построение единого правового европейского пространства. Официального и универсального определения «национального меньшинства» до сих пор не существует. По предложению ПАСЕ его можно охарактеризовать как: «группу лиц в каком-либо государстве, которые проживают на территории этого государства и являются его гражданами; поддерживают давние, прочные и непрерывные связи с этим государством; обладают четкими этническими, культурными, религиозными и языковыми особенностями; являются достаточно представительными, хотя и менее многочисленными по сравнению с остальным населением этого государства или какого-либо региона этого государства; движимы стремлением совместно сохранять элементы, составляющие их общее своеобразие, включая свою культуру, традиции, религию и язык».
 
По данным характеристикам национальное меньшинство практически совпадает с понятием «народ», отличаясь от него только численным критерием. Однако для построения этнополитической доктрины необходимо четкое понимание и критерии определения нацменьшинств, поскольку только так возможно применить установленные стандарты. В мире более 20% населения планеты принадлежит к меньшинствам. Существование меньшинства не зависит от решения государства, а должно устанавливаться на основе объективных критериев. Отсутствие дискриминации и равное пользование правами в той или иной стране не исключают существования в ней этнических меньшинств. В то же время отнесение или не отнесение себя к такой группе – личное дело каждого человека. С точки зрения своих правовых притязаний, нацменьшинства, кроме равенства с доминирующей группой, требуют предоставления особых прав: обеспечение для них сохранения культуры путем создания и работы национальных школ, библиотек, музеев, СМИ и других культурных и образовательных учреждений; обеспечение возможностей для меньшинства пользоваться родным языком устно или письменно в законодательных органах, в судах, в органах управления, права пользоваться своим языком в личном общении; обеспечение уважения традиционного семейного права, статуса меньшинства, их религиозных обрядов и интересов, иными словами, к национально-культурной автономии. Анализ международных и европейских документов позволяет сделать предположение о том, что этнополитика государства по отношению к нацменьшинствам, должна быть выстроена с учетом минимального набора гарантий, к которым следует отнести:
 
-обеспечение каждой этнической группе права пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию, а также пользоваться родным языком;
 
-недопустимость насильственной ассимиляции;
 
-запрет дискриминации и полное равенство перед законом;
 
-недопустимость идентификации терроризма и экстремизма с любой религией, культурой, этнической группой, национальностью;
 
-поддержка и развитие института национально-культурных автономий;
 
-посредством образования укрепление духа толерантности;
 
-использование языков меньшинства в контактах с административными органами власти;
 
- обеспечение на всех этапах системы образования необходимых форм и средств для преподавания и изучения языка меньшинства;
 
- государственное регулирование доступа этих групп к МАСС-МЕДИА на родном языке;
 
- признание исторических наименований мест;
 
- защита государственного языка с должным учетом языков меньшинств и без угрозы языку «титульной нации»;
 
- проведение консультаций с национально-культурными обществами и другими организациями меньшинств во внутренней политике государства и региона;
 
- использование политических средств защиты интересов нацменьшинств, участие их в общественных делах, государственной власти и органах местного самоуправления;
 
Принимая во внимание все вышесказанное, встает вопрос: «В какой мере сегодня проводимая властью этнополитика в Украине, соответствует минимальным международным стандартам?»
 
Ирина ГОЛОБОРОДЬКО, член Международной Правозащитной Ассоциации


Коментарі

Коментарі відсутні. Можливо, ваш буде першим?

Додати коментар

Новости от Киноафиша.юа
Загрузка...
Загрузка...

Полковник ЗСУ у запасі та військовий експерт Роман Світан у новому воєнному зведенні на 25 листопада обговорив такі актуальні теми:

детальніше
Конфлікти і закони © 2008-2024.

Електронна версія всеукраїнського юридичного журналу «Конфлікти і закони». Свідоцтво про держреєстрацію: КВ № 13326-2210Р від 19.11.2007 р. Повний або частковий передрук матеріалів сайту дозволяється лише після письмової згоди редакції. Увага! Починаючи з 21.11.2013 року (дня провалу євроінтеграції з ЄС), редакція журналу «Конфлікти і закони» (всупереч правилам правопису) залишає за собою право публікувати слова «партія регіонів» та «віктор федорович янукович» з малої літери. Також, починаючи з 29.06.2016 року, редакція «КЗ» залишає за собою право назавжди публікувати на своїх сторінках з малої літери слова (і утворені від них абревіатури) та словосполучення «москва», «росія», «російська федерація», «володимир путін», а разом з ними і скорочення «роскомнадзор» (як і всі інші держустанови росії), порушивши таким чином встановлені правила правопису незалежно від мов, на яких ці слова та назви публікуються. Це наша зброя в інформаційній війні з окупантом.